Найти тему
TechInsider

Зачем в СССР на трактора ставили колёса наоборот

Оглавление

В некоторых колхозах и совхозах трактора “модифицировали”, переставляя колёса диском внутрь. Получалась очень широкая колея.

    Зачем в СССР на трактора ставили колёса наоборот
Зачем в СССР на трактора ставили колёса наоборот

Трактор – машина высокая и неустойчивая. У большинства моделей предельный крен составляет около 40°. При езде по полю трактористам и вовсе рекомендуют не допускать крен больше 10-15°, чтобы на неровностях почвы трактор не опрокинулся.

Между тем, в холмистой местности поля распахивают вдоль склона – по горизонтали, а не сверху вниз, чтобы не допустить образования оврагов. Понятно, что трактору приходится ехать с креном. Чтобы увеличить его устойчивость, задние колёса переставляют местами.

Чтобы понять, почему при этом колея становится шире, вспомним, что колёсный диск имеет выпуклую форму. Поверхность, которой он крепится к ступице (привалочная плоскость) не совпадает с диаметральной плоскостью шины, а находится чуть сбоку от неё - это называется вылет диска.

   Привалочная плоскость колёсного диска не совпадает с диаметральной плоскостью всего колеса.PxHere
Привалочная плоскость колёсного диска не совпадает с диаметральной плоскостью всего колеса.PxHere

В нормальном положении выпуклая сторона колёсных дисков трактора обращена наружу, а если их переставить местами, не разворачивая, она будет обращена к самому трактору. Поэтому колея и расширяется.

Почему просто не сделать колею шире у всех тракторов?

У сверхширокой колеи тоже есть два серьёзных недостатка:

  • увеличиваются габариты трактора,
  • он становится менее устойчив на курсе и более рысклив.

Это не единственный способ сделать трактор устойчивее

   Например, для этой же цели используют специальные вставки в оси.Multitrakpro
Например, для этой же цели используют специальные вставки в оси.Multitrakpro

У этого решения есть своё преимущество: ступичные подшипники работают в нормальном режиме, как бы широко не стояли колёса.

   Для горных районов СССР выпускался крутосклонный трактор МТЗ-52К.В общественном достоянии
Для горных районов СССР выпускался крутосклонный трактор МТЗ-52К.В общественном достоянии

Вместо обычной жёсткой подвески равнинных тракторов он был оборудован осями-трапециями, благодаря которым мог работать на склонах, оставаясь в вертикальном положении.