Найти тему
Ирбитская Мадонна

Питер Пауль Рубенс, при участии Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой.

Питер Пауль Рубенс, при участии Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой.
Питер Пауль Рубенс, при участии Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой.

В Ирбитском Государственном Музее Изобразительных Искусств с 14.05.1976г. Картина поступила из Государственного Эрмитажа, как копия с оригинала Рубенса.

В Гос. Эрмитаж передана в 1931 году из Антиквариата. Ранее: конец XIX- начало XX века в собрании известного врача профессора Петербургской медико-хирургической академии А. В. Якобсона

Реставрирована в июне-октябре 2012 года. Реставратор высшей квалификации А. А. Наседкина (г. Нижний Тагил).

Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — фламандский художник, ярчайший представитель эпохи барокко.
Особенности творчества художника Питера Пауля Рубенса: широкий жанровый диапазон — Рубенс писал картины на мифологические, религиозные, исторические сюжеты, а также портреты и пейзажи; одинаково важное влияние на живопись Рубенса оказали такие разные художники, как Питер Брейгель Старший и Тициан — поэтому на его картинах найдем как внимание к деталям, так и виртуозную работу с цветом; Рубенс крайне изобретателен в композиционных решениях своих картин, мастерски изображает драматичные позы и жесты; вошел в историю также как автор собственного идеала красоты — пышных «рубенсовских форм».

Образ прекрасной Марии Магдалины – распутницы, отрекшейся от блудной жизни и суетности света и достигшей вершин святости, получил необыкновенное распространение в западноевропейской агиографической литературе, фольклоре и изобразительном искусстве, став олицетворением раскаявшейся грешницы. Восточно-православная традиция придерживается несколько иной трактовки образа Марии Магдалины: она почитается как равноапостольная святая и жена-мироносица, так как наравне с апостолами была одной из первых верных последователей и спутников Христа, свидетелем Его Распятия и последующего Воскресения. Дело в том, что собственно в тексте Нового Завета женщина, именуемая Марией Магдалиной (т.е. уроженкой галилейского города Магдал-Эль, или Магдалы), несколько раз упоминается в разных Евангелиях, но нигде прямо она не называется блудницей или распутницей. В числе других женщин Мария, называемая Магдалиной, была исцелена Христом от одержимости семью бесами (Лк 8:2; Мк 16:9), после чего она стала следовать за Христом и служить Ему «имением своим» (Лк. 8-3; Мк 15:40-41). Вместе с Богоматерью и другими верными учениками Мария Магдалина стала свидетелем Распятия и смерти Христа (Мф 27:56); Мк 16:19; Ин. 19:25), присутствовала при Его погребении (Мф. 27:61). Она была одной из жен-мироносиц (по Евангелию от Иоанна – единственной (Ин. 20:1-13)), которым два Ангела возвестили о Воскресении Иисуса (Мф 28:1; Мк. 16:1-8). Наконец, первой из учеников Мария Магдалина сподобилась увидеть Воскресшего Иисуса, Который запретил ей прикасаться к Нему (Noli me tangere), но повелел возвестить апостолам о Своем Воскрешении (Ин. 20:14-18). Тем не менее, отцы западной церкви, начиная с Блаженного Августина, прочно отождествляли Марию Магдалину с не названной по имени грешницей, омывшей ноги Иисуса драгоценным миром и отершей их волосами головы своей в доме Симона Фарисея (Лк. 7:36-48). В Евангелиях от Матфея (26:6-7) и от Марка (14:3-9) также упоминается анонимная женщина, которая умастила голову Христа миром в селении Вифания, в доме Симона прокаженного. Аналогичный эпизод описывает Евангелист Иоанн (11:2; 12:3): миропомазание Спасителя совершает Мария из Вифании – сестра Лазаря, воскрешенного Христом (Ин. 11:1-45), и Марфы. Благодаря этому образы Марии Магдалины и Марии из Вифании в западной церковной традиции прочно соединились. Святитель Григорий Великий, папа Римский (свт. Григорий Двоеслов) в конце VI века написал: «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» («Беседы на Евангелия». 23 омилия). Авторитетные толкования отцов церкви достаточно быстро были дополнены апокрифами, рожденными в народной среде и закрепленными в «Золотой легенде» Якоба Ворагинского. В средневековых легендах повествуется как о жизни Марии до встречи со Христом, так и после Его Распятия. Самой примечательной является история о том, что Мария вела такой аскетический образ жизни, что достигла высочайшей святости и ангелы каждый день поднимали ее на небо, чтобы она смогла увидеть при земной жизни ожидающее ее блаженство. Немалое влияние на формирование житийного цикла святой Марии Магдалины оказало, повидимому, житие святой Марии Египетской, жившей в V веке, о которой точно известно, что до обращения в христианство она была блудницей. Истории жизни и подвигов обеих святых содержат множество совпадений, указывающих на заимствования. В результате и в средневековой агиографической литературе, и в народном сознании прочно закрепился образ Марии Магдалины, жившей в селении Вифания вместе с братом Лазарем и сестрой Марфой. Мария была грешницей, зарабатывавшей на жизнь блудом. Но Христос сначала изгнал из нее бесов, а затем посетил дом Марии и Марфы. Рачительная и хозяйственная Марфа заботилась об угощении гостей, а Мария села у ног Иисуса и слушала Его слово. На упрек Марфы, что сестра одну ее оставила служить, Христос сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:38—42). Этот эпизод всегда истолковывался как разные пути в жизни христианина: практично-действенный и духовно-созерцательный. Иисус воскресил внезапно умершего брата Марии и Марфы Лазаря, и Мария помазала ноги Христа миром, отерла своими волосами, приготовив Его к погребению: «она сберегла это на день погребения Моего», – сказал Иисус ученикам, возмущенным тратой драгоценного благовония (Ин. 12:7). Поэтому традиционными атрибутами святой Марии Магдалины в западноевропейском искусстве стали сосуд с миром и прекрасные длинные распущенные волосы. Итак, образ святой Марии Магдалины объединил в себе сложный комплекс сюжетов и смыслов библейского и небиблейского происхождения. Этот образ оказался необыкновенно привлекателен для широких масс христиан (особенно женского пола). Обыкновенные люди, в большинстве своем не стойкие в вере и склонные к греху, видели возможность покаяния и спасения. Эта идея отражена в девизе, сопровождавшем изображение святой: «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога».

Картина из собрания Ирбитского ГМИИ представляет один из кульминационных эпизодов жития святой Марии Магдалины, который также не связан непосредственно с текстом Священного Писания: собственно момент ее раскаяния в греховной жизни. То есть по хронологии изображенное событие как бы разделяет два вышеописанных популярных сюжета, олицетворяющих две стороны образа Марии Магдалины - распутной куртизанки и раскаявшейся грешницы, достигшей вершин аскезы и святости. В соответствии со смыслом сюжета решены композиция и символический подтекст полотна. В центре на полированной деревянной скамье сидит Мария. Она облачена в богатые одежды по моде XVII века: юбку светлого атласа, темный лиф и драгоценный золотистый плащ. Однако лицо Марии, обращенное к небу, выражает страдание и раскаяние. Слезы обильно текут из ее заведенных вверх глаз. Прекрасные золотистые волосы в беспорядке разметались по плечам. Духовные переживания Марии выражены в физических страданиях, переданных через болезненное положение ее тела: запрокинутая назад голова, напряженные плечи, судорожно стиснутые руки. Беспокойный ритм складок юбки показывает стремительное движение ноги Марии, оттолкнувшей ларец с украшениями, рассыпавшимися из-под распахнувшейся крышки. Среди золота, жемчуга и драгоценных камней заметен стеклянный сосуд, где, можно предполагать, находится миро, которым Мария позже умастит ноги Иисуса. Следует подчеркнуть, что данная иконография является традиционной. В то время как на полотне из Ирбита мы видим еще одного персонажа – молодую женщину, сидящую со смиренно сложенными руками, облаченную в темный плащ, напоминающий монашеское одеяние. Она занимает скромное место в композиции: ее фигура сдвинута влево и вглубь, помещена на фоне неба, открывающегося за балюстрадой балкона, подчеркивая доминирующее положение Марии в построении и содержании картины. Спокойствие и уравновешенность, буквально излучаемые этой женщиной, являют резкий контраст духовным метаниям главной героини. Статичность и господствующие темные тона ее фигуры подчеркивают и обостряют бурную динамику и яркие цветовые контрасты движений и одежд Марии. Исходя из всего вышесказанного о традиции объединения образов Марии Магдалины и Марии из Вифании, можно утверждать, что на полотне из Ирбита изображена добродетельная Марфа, сестра Марии. Ее образ вносит в содержание полотна важную тему противопоставления Добродетели и Порока, возможность победы первого над вторым в человеческой природе. Изображенные вместе, сестры из Вифании адресуют эрудированного зрителя к сюжету «Марфа упрекает Марию за суетность», а также прозрачно намекают на евангельский сюжет «Христос в доме Марфы и Марии», подчеркивая таким образом смысл изображенного как избрание Марией благой части, о котором говорил тогда Иисус. Итак, в собрании Ирбитского ГМИИ хранится полотно, сюжет которого можно определить как «Раскаяние Марии Магдалины» или, точнее, «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Что же сказать о времени создания и авторстве картины? Уже при первом взгляде на нее в сознании возникают два тесно связанных между собой понятия: «искусство барокко» и «живопись Питера Пауэла Рубенса». Напряженный драматизм и высокий пафос образов, доходящий до наивысшей точки, до экстаза, не только (и не столько) религиозного, но и чувственного. Бурное, динамичное движение фигур, подчеркнутое выразительными контрастными эффектами цвета, света и тени. Верхняя часть тела и лицо Марии выделяются на фоне напряженнокрасного полотнища, энергия которого переходит в беспокойную игру складок светлой юбки и гармонизируется с красной внутренней обивкой сундучка с драгоценностями у ног Марии. Свет, льющийся из окна слева, мягко играет на ее лице, волосах, шее и руках, ложится отблесками на атласную ткань и перерождается в тень, окружающую фигуру кающейся грешницы. Кисть живописца с почти тактильной точностью передает ощущение живой человеческой плоти (блеск глаз, мягкость волос, гладкость и теплоту кожи) и фактуру предметов и материалов (бархатистость красного занавеса, игру атласа одежд). Картина из Ирбита написана сложной системой мазков и движений кисти. Они различаются по форме, размеру и плотности: от мощных до почти невидимых, от густых до почти прозрачных. Обращает на себя внимание манера письма глаз: живых, блестящих, влажных, наполненных слезами. Этот удивительный эффект рождается сочетанием красноватой описи век, плотного письма белка и прозрачно-тончайшей радужной оболочки, оживленной бликом белил - приемом, исключительно принадлежавшим самому Рубенсу. Сказанного вполне достаточно, чтобы отнести полотно из Ирбита к обширному кругу произведений, связанных с именем Рубенса или, по крайней мере, с традициями его мастерской. Питеру Пауэлу Рубенсу исследователями приписывается более 300 рисунков и около 600 картин, выполненных собственноручно. Еще 1200 полотен считаются написанными при участии мастерской. Кроме того, в музейных и частных собраниях всего мира хранится от трех до пяти тысяч картин и рисунков, считающихся копиями или поздними повторениями сохранившихся и утраченных произведений Рубенса и его мастерской. Неоднократно обращался великий фламандский живописец (как самостоятельно, так и при участии других художников) к образу святой Марии Магдалины. С именем Рубенса связаны картины, изображающие важнейшие эпизоды Нового Завета, где упоминается Мария из Магдалы или из Вифании: «Христос и грешница в доме Симона Фарисея» (совместно с А. ван Дейком, ок. 1618 г., Государственный Эрмитаж, С.-Петербург), «Христос в доме Марфы и Марии» (совместно с Яном Брейгелем II. 1619-1620 гг., Национальная галерея Ирландии, Дублин), «Святые Жены-мироносицы у гроба Господня» (ок. 1614 г., Музей Нортона Саймона, Пасадена), «Оплакивание Христа» (1602 г., Галерея Боргезе. Рим и др.), «Явление Христа Марии Магдалине (Не тронь меня)» (Мастерская, 1610-1620 гг., Государственный музей, Амстердам). Также изображения Марии и Марфы, собирающих розы (символ непорочности Девы Марии), Рубенс всегда помещал в своем излюбленном сюжете «Успение Богоматери» (1625-1626 гг., Собор Богоматери, Антверпен и др.). Наконец, безутешная златовласая Мария Магдалина, припавшая к ногам мертвого Христа, была одним из центральных персонажей многочисленных «Распятий» и «Снятий со Креста», написанных художником в разные годы. Одна из самых знаменитых Магдалин Рубенса изображена на картине «Снятие со креста» в соборе Богоматери в Антверпене (1612).

Известно, что в конце XIX - начале ХХ вв. картина находилась в собрании А.В. Якобсона (С. Петербург). Александр Васильевич Якобсон – профессор Петербургской медико-хирургической академии (ныне знаменитая Военно-медицинская академия), ведущий ординатор-хирург по болезням уха, горла и носа. В 1902 г. по заказу А.В. Якобсона в Сочи по проекту архитектора Р.И. Будника была построена знаменитая дача – один из лучших памятников отечественного стиля модерн. Сейчас в здании располагается административный корпус пансионата «Светлана». К сожалению, о собирательской деятельности А.В. Якобсона и составе его коллекции ничего не известно, как неизвестно и местонахождение обширного архива профессора, в котором могут иметься сведения как о составе коллекции, так и источниках и времени поступления картин в его собрание. Поэтому выяснить историю более раннего бытования картины пока не удалось. В ходе или после событий 1917 г. картина была национализирована и попала в Антиквариат, откуда в 1931 г. поступила в Государственный Эрмитаж, где хранилась в фонде «Б» (хранитель К.В.Мытарева) наспех атрибуированная как копия с оригинала Рубенса до передачи в 1976 г. в Ирбит.

Разумеется, вопрос об авторстве и датировке картины из Ирбита мог быть окончательно решен только после проведения физико-химического исследования красочного слоя и грунта. Проведенное специалистом ГосНИИРа С.А.Писаревой в сентябре 2012 года химическое исследование красочных пигментов картины подтвердило наше предположение о возможности ее создания в мастерской Питера Пауэла Рубенса, как первого авторского варианта картины, ныне хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. Расчистка ирбитской картины от грязепылевого поверхностного загрязнения, плотно въевшегося в разложившиеся и сильно потемневшие слои разновременных лаковых покрытий, удаление многочисленных чужеродных перезаписей (реставрационных чинок конца XVII-XVIII веков), не только раскрыли всю красоту и неординарность живописи, ее высокие художественные достоинства, но и открыли многочисленные утраты, крупные царапины, порезы и значительные потертости авторской живописи (почти до холста), что говорит о сложной и многотрудной судьбе и странствиях по миру этого полотна на протяжении четырех столетий. Казалось бы утраченная навсегда и потерянная для художественного мира, картина Рубенса вновь возвращается в мировой научный оборот к активной музейной жизни, возвращается к широкой зрительской аудитории.