А вот ещё один, убийственный, на мой взгляд, текст, предложенный выпускникам в 2019г. Признаюсь, я вот так сразу и не могу себе представить, как можно подготовить ребёнка к его пониманию. Ведь это Чехов, у которого произведения, как Хэмингуэй характеризовал свой стиль, созданы по принципу «айсберга» . Поэтому приглашаю к обсуждению. Конечно, я предполагаю, о чём надо бы, на мой взгляд, писать. Но вижу и проблемы, с которыми столкнусь как репетитор на практике.Напомню сам текст.
Вы очень хороший человек, Николай Степаныч... (про Катю, А. Чехов)
— Вы очень хороший человек, Николай Степаныч, — говорит она. — Вы редкий экземпляр, и нет такого актера, который сумел бы сыграть вас. Меня или, например, Михаила Федорыча сыграет даже плохой актер, а вас никто. И я вам завидую, страшно завидую! Ведь что я изображаю из себя? Что?
Она минуту думает и спрашивает меня:
— Николай Степаныч, ведь я отрицательное явление? Да?
— Да, — отвечаю я.
— Гм... Что же мне делать?
Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить.
Мои товарищи, терапевты, когда учат лечить, советуют «индивидуализировать каждый отдельный случай». Нужно послушаться этого совета, чтобы убедиться, что средства, рекомендуемые в учебниках за самые лучшие и вполне пригодные для шаблона, оказываются совершенно негодными в отдельных случаях. То же самое и в нравственных недугах.
Но ответить что-нибудь нужно, и я говорю:
— У тебя, мой друг, слишком много свободного времени. Тебе необходимо заняться чем-нибудь. В самом деле, отчего бы тебе опять не поступить в актрисы, если есть призвание?
— Не могу.
— Тон и манера у тебя таковы, как будто ты жертва. Это мне не нравится, друг мой. Сама ты виновата. Вспомни, ты начала с того, что рассердилась на людей и на порядки, но ничего не сделала, чтобы те и другие стали лучше. Ты не боролась со злом, а утомилась, и ты жертва не борьбы, а своего бессилия.
Ну, конечно, тогда ты была молода, неопытна, теперь же всё может пойти иначе. Право, поступай! Будешь ты трудиться, служить святому искусству...
— Не лукавьте, Николай Степаныч, — перебивает меня Катя. — Давайте раз навсегда условимся: будем говорить об актерах, об актрисах, писателях, но оставим в покое искусство. Вы прекрасный, редкий человек, но не настолько понимаете искусство, чтобы по совести считать его святым. К искусству у вас нет ни чутья, ни слуха. Всю жизнь вы были заняты, и вам некогда было приобретать это чутье.
— Ты все-таки не ответила мне: отчего ты не хочешь идти в актрисы?
— Николай Степаныч, это, наконец, жестоко! — вскрикивает она и вдруг вся краснеет. — Вам хочется, чтобы я вслух сказала правду? Извольте, если это... это вам нравится! Таланта у меня нет! Таланта нет и... и много самолюбия! Вот!
Сделав такое признание, она отворачивает от меня лицо и, чтобы скрыть дрожь в руках, сильно дергает за вожжи.
(Чехов А.П.)
Я поискала образцы сочинений, в основном авторы предлагают вот такие направления основной мысли и формулировки собственной позиции.
Приведу самые характерные случаи (отрывки).
- В прочитанном тексте писатель А. П. Чехов поднимает такую актуальную проблему, как поиск своего места в жизни. Что необходимо сделать, чтобы его найти?
Чтобы раскрыть данную проблему, автор рассматривает ее на примере конфликта Николая Степаныча и Кати. Николай Степаныч – «редкий человек», к которому девушка обращается за советом, как найти свое место в жизни. Он, в свою очередь, убежден, что «нравственный недуг» можно вылечить лишь упорным трудом и поэтому обвиняет Катю в бездействии: «Ты не боролась со злом, а утомилась, и ты жертва не борьбы, а своего бессилия».
Однако Катя не согласна с позицией Николая Степаныча: «К искусству у вас нет ни чутья, ни слуха. Всю жизнь вы были заняты, и вам некогда было приобретать это чутье», — девушка считает, что именно занятость Николая Степановича погубила в нем духовность. Талант, по мнению Кати, играет самую важную роль в искусстве.
Два приведенных примера помогают понять читателю, что проблема поиска своего места в жизни требует глубокого анализа, а не просто совета по шаблону. А. П. Чехов уверен, что каждый случай «нравственного недуга» следует рассматривать отдельно, ведь не существует готовых рецептов на каждый.
Я полностью согласен с позицией автора. Невозможно помочь человеку, следуя шаблонам и не вникая в его проблему.
- Далее Чехов обращает наше внимание на точку зрения Кати, которая не согласна с мнением Николая Степаныча, так как считает, что для того, чтобы стать хорошим актёром нужно не только упорно трудиться, но и иметь при этом врождённые способности: «Вы… редкий человек, но… к искусству у вас нет ни чутья, ни слуха.
Всю жизнь вы были заняты, и вам некогда было приобретать это чутьё.». Таким образом, оба примера, противопоставляющие друг друга, показывают, что найти своё место в жизни можно, если прислушиваться к самому себе, при этом разумно взвешивая свои возможности. Автор считает, что человек, находящийся в поисках своего жизненного пути, должен не идти на поводу каких-либо стандартов, а прислушиваться к самому себе и выстраивать свою жизни так, как ему хочется.
Я согласна с мнением Чехова и считаю, что при выборе своего предназначения в жизни человеку нужно стараться делать выбор, отталкиваясь от собственных возможностей, а не от установок общества.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=84297
Сделала для вас выборку всех проблем, которые называли выпускники того года. Материалы взяла из форума на сайте ВКонтакте, писали сразу по «горячим следам». Выберите лучшее. Как бы вы в роли эксперта-проверяющего оценили?
Какого человека можно назвать талантливым? Что нужно делать что бы стать талантливым и добиться успеха в жизни?
Проблема духовного поиска
Проблема наличия таланта
Почему человеку важно найти свое призвание?
Проблема искусства в жизни человека
Проблема зависти к чужому успеху (между прочим, очень рапространённая оказалась)
Самореализация
Проблема ответственности человека за свою судьбу
Что нужно делать чтобы быть уникальной и неповторимой личностью?
Проблема самолюбия..
Как нравственное бессилие влияет на жизнь человека?
Раскаяния?
«Существует ли универсальный способ излечения нравственных недугов»?
Взаимоотношения между людьми
Что необходимо человеку, чтобы служить "святому искусству" ?
Важно ли быть индивидуальностью
Самопознание
Совет другого человека не всегда полезен для решения внутренних проблем (это, как я понимаю, позиция автора)
Проблема как проявляет себя хороший человек...
Статистика говорит, что читают меня в основном учителя и репетиторы. Очень интересно, КАК вы готовили или объясняли бЫ сочинение по этому тексту? Нужно ли помнить, что ЭТО ЧЕХОВ?!!
Совсем мало, но есть среди подписчиков и ученики. Может, рискнёте написать своё видение: вы совсем ничего не поняли или согласны с предложенными вариантами? или есть своё понимание?
Жду с нетерпением и интересом! Потом отвечу и покажу своё видение. Глядишь, общими усилиями и придём к консенсусу. До встречи!
Минутка медитации