Во второй части мы немножко посмеялись на тему передачи приписываемой частице энергии (внутренней), но на самом деле, это вполне можно устроить.
Поскольку эта энергия приписывается не то чтобы частице, а непосредственно массе, то такая передача будет совершаться автоматом при неупругом столкновении.
Правда, при таком столкновении не совсем сохраняется кинетическая энергия и импульс, что ставит под сомнение абсолютность закона сохранения энергии. Мы такой расчет уже делали, когда импульс и энергию «слипшихся» после столкновения, считали два разных человека.
Но у Эйнштейна главное – это постулировать. Главное, что передается и сохраняется, а там пусть их. Ну, кто будет разбираться какое столкновение произошло, и что именно сохранилось.
Кажется, это будем мы.
Итого, в результате: при упругом столкновении и передаче внутренней энергии, налетающий шарик, остается без внутренней энергии, поскольку ее он тоже передал вместе с кинетической.
Это означает отсутствие массы. Но сохраняется кинетическая энергия (в системе). То есть, первый шарик – это уже «тень отца Гамлета». Видимо, слухи о неабсолютности закона сохранения массы – именно отсюда.
При неупругом столкновении: внутренняя энергия обоих шариков складывается, но не сохраняется импульс. Он растет. Зато масса точно сохранилась.
-
Что касается «дефекта массы».
Прям создается впечатление, что взяли атом гелия, положили на весы и записали показания. Потом взяли положенное число протонов, положили на весы и тоже записали показания. И так далее. Потом выяснили, что частицы по отдельности весят больше.
На самом деле, никто ничего не взвешивал. О массе атомов и частиц судят по их траектории отклонения в э/м полях.
У нас была еще одна косячная статья, в которой испытуемый шарик состоял из двух половин, скрепленных вареньем. Косяк-то косяк был, но если посчитать правильно, то для обоих половин сохранялся и импульс, и кинетическая энергия. А главное, сохранялась масса. То есть, масса составляющих равнялась общей массе. Масса варенья тоже входила в общую массу, и остатки варенья никуда не исчезли с получившихся половин. И теперь основной вопрос к проблеме дефекта массы:
откуда и как мы наковыряли отдельных протонов, нейтронов и электронов?
Они же получились не потому, что варенье скрепляющее их между собой отсырело. Правильно, мы по веществу чем-то хорошенько «стучали». Вполне вероятно, что с результатом неупругих столкновений. Например, при фотоэффекте столкновения неупругие, после чего электроны и вылетают. Забудьте уже про безмассовость фотонов и получите свой «дефект массы». А к протону легко электроны «прилипают», если что.