Настало время вплотную заняться революционной деятельностью, но в России это было невозможно, и Владимир Ульянов отправляется в эмиграцию.
Сначала была Швейцария, но долго там оставаться было нельзя. В этой стране были агенты российской охранки, которые выслеживали революционеров.
ЛЮБЛЮ Я МАКАРОНЫ...
Дальше - германский город Мюнхен. Хозяйка квартиры посадила Ленина на «макаронную» диету. На столе вождя постоянно появлялись макароны, вермишель, клецки. Но так как Ленин был безразличен к еде, то он и не проявлял неудовольствия. Да и режим питания не был трёхразовым, как в тюрьмах Российской империи, ели один раз в день - в обед. Начались проблемы с желудком.
В 1901 году после уфимской ссылки к Ильичу приехала супруга Надежда Константиновна Крупская. Как мы знаем, кухаркой она была никудышной. Но состояние мужа ее поразила, и она решает наладить нормальное питание.
Правда, обед и ужин были совмещенными – в 12 часов дня, старались поесть чего-нибудь горячего. Вечером пили чай. Кафе и рестораны не посещали.
Затем Ленин отправился дальше по Европе и осел в Лондоне. Здесь уже Владимир Ильич начинает посещать пабы. Чаще всего он заказывает яичницу с беконом, пиво и хлеб. Яйца – то, что знакомо ему с детства.
Вообще, английские пабы могли предложить и более разнообразную еду: бульоны из бычьих хвостов, рыбу, английские кексы. Но русские эмигранты не были знакомы с такой едой. Им привычнее были яйца, молоко да хлеб. Так и питались: что знали ели, а что не знали даже и не пробовали.
В 1903 году Ленин едет в Женеву. Здесь Надежде Константиновне посоветовали есть там, где едят разнорабочие.
«Один швейцарский рабочий нам посоветовал: «Вы обедайте лучше не с туристами, а с кучерами, шоферами, чернорабочими. Там вдвое дешевле и сытнее». Мы так и стали делать. И Владимир Ильич с особенным удовольствием шел в людскую застольную на постоялых дворах, ел там с особым аппетитом и усердно похваливал дешевый и сытный обед».
Н.К. Крупская.
А ПОВАР-ТО НЕНАСТОЯЩИЙ...
Вторая эмиграция в 1905 году началась с неприятного инцидента. Ульяновы в Штутгарте зашли в какой-то дешевый ресторан и там отравились рыбой так сильно, что ели дошли до гостиницы.
Супругам пришлось вызвать врача. Паспорта у Ульяновых оказались фальшивыми: Ленин был финским поваром. И на вопросы врача, что они ели, не мог ничего конкретного сказать. Врач оказался не дурак, он смекнул, что пара странная и вызывает подозрение, поэтому за свою услугу он потребовал в несколько раз больше денег, чем должен был.
В Париже Ульяновы решили не ходить в рестораны, а питаться дома горячими обедами. В эмиграции Ленин и его жена ведут жизнь буржуа, посещают, выставки, театры, библиотеки.
Надо сказать, что мать Владимира Ильича, Мария Александровна, не забывала про сына в эмиграции и высылала ему неоднократно посылки с едой: копченая рыба, икра, сладости (варенье, пряники, мармелад, халву, изюм). Да и про деньги не забывала.
«Ну уж и балуете вы нас в этом году посылками.
Ну уж и закормили нас нынешний год домашними гостинцами. Володя по этому случаю выучился сам в шкаф ходить и есть вне абонемента (т.е. в неположенное время). Придет откуда-нибудь и закусывает. Теперь он пьет на ночь молоко или простоквашу, а по утрам ест яйца. Селедки я вымачивала, как ты писала, - очень вкусные. Думаю, на днях испечь блины».
«Крепко целую за подарки. Только больно уж все роскошно. Мы совсем так не привыкли. Много. Сегодня Володя позвал все знакомых по случаю посылки. Я завела блины. Володя был архи доволен всей этой мурой».
Н.К. Крупская
С началом Первой мировой войны Ленин попадает в польскую тюрьму. Здесь его кормят отличной крестьянской едой: сало, черный хлеб.
Затем перебирается в Швейцарию. Пристрастился собирать грибы. Домой приносил целые мешки белых.
В общей сложности Ленин провел в эмиграции 15 лет.