Как-то давно, когда я еще работала в газете, нам устроили экскурсию в село Рождествено. Добираться туда от Жигулевска трудно - ехать далеко и по грунтовой дороге. От Самары намного проще - переправой через Волгу.
Дама, проводившая экскурсию, (кстати с весьма неприятным голосом), знакомя нас с достопримечательностями села, рассказала историю, которая меня заворожила. Она показала нам Дом с привидением.
Речь идет об особняке Екатерины Новосильцевой, дочери графа Владимира Орлова, крестнице Екатерины Второй.
Екатерина вышла замуж сравнительно поздно, в 29 лет. Брак ее был неудачен, с супругом, гулявшем на стороне, и имевшим прижитых детей, она рассталась, единственной ее отрадой стал сын Владимир.
Мать мечтала о блестящем будущем для сына, но случилась трагическая история. Незадолго до знаменитого восстания на Сенатской площади, состоялась дуэль между офицерами Семеновского полка Черновым и Новосельцевым. В числе секундантов был будущий декабрист поэт Кондратий Рылеев.
Из записок Е. Оболенского
«Новосильцев - потомок Орловых, по богатству, родству и связям принадлежал к высшей аристократии. Чернов, сын бедной помещицы Аграфены Ивановны Черновой, жившей вблизи села Рождествена в маленькой своей деревушке.
Между тем у Аграфены Ивановны Черновой была дочь замечательной красоты.
Новосильцев познакомился с Аграфеной Ивановной, был поражен красотою ее дочери и после немногих недель знакомства решился просить ее руки. Согласие матери и дочери было полное.
Новосильцев и по личным достоинствам, и по наружности мог и должен был произвести сильное впечатление на девицу, жившую вдали от высшего, блестящего света.
Получив согласие ее матери, Новосильцев обращался с девицей Черновой как с нареченной невестой, ездил с нею один в кабриолете по ближайшим окрестностям и в обращении с нею находился на той степени сближения, которая допускается только жениху с невестой.
В порыве первых дней любви и очарования он забыл, что у него есть мать, строгая Екатерина Петровна, кавалерственная дама, рожденная графиня Орлова, без согласия которой он не мог и думать о женитьбе. Скоро, однако ж, он опомнился, написал к матери и, как можно было ожидать, получил решительный отказ и строгое приказание немедленно прекратить всякие сношения с невестой и семейством.
Разочарование ли в любви, или боязнь гнева матери, или другая скрытая причина, но только Новосильцев по получении письма не долго думал, простился с невестой, с обещанием возвратиться скоро, и с того времени прекратил с нею все сношения".
После этого и состоялась дуэль, брат вступился за честь сестры, причем оба дуэлянта получили смертельные ранения и через несколько дней после поединка скончались.
Весь Петербург был против Новосильцевой, да она и сама до конца дней своих - а жизнь она прожила долгую - считала себя убийцей сына. Четверть века после смерти Владимира она посвятила благотворительности, содержала богадельню и детский приют, щедро жертвовала деньги бедным, поставила Владимирскую церковь на месте дуэли сына. А в остальном - жила затворницей и никого не принимала.
Существует легенда, что в день роковой дуэли в окне "дома с мезонином" в Рождествено видят Даму в белом. Более прозаическая версия этой истории - уже много после Новосильцевой в этом доме жил мужчина с больной матерью, страдавшей деменцией, она запирал ее, чтобы она не ушла, и старая женщина в белой рубахе подолгу стояла у окна.
Так или иначе, дом, который мог бы стать музеем - ведь это место, где бывали известные художники и музыканты России, но особняк нынче находится в полном запустении.
Долго не выходила из головы эта история, и я написала книги "Двойные двери", прообразом дома стал особняк Новосильцевой. Дом этот покупает семья - мать и дочь, работает у них сирота - девушка Сима, дальний потомок владельцев усадьбы, смертельно больная. Не сразу выясняется, что в доме этом есть дверь, которая непредсказуемо открывается - то в Свет, то во Тьму. Во Тьму случайно входит Аня, дочь нынешней хозяйки особняка, и возвращается - одержимой. Что-то вроде Шести демонов Эмили Роуз. Аня может видеть будущее, но людей, прикоснувшихся к ней, захлестывают ужас и отчаяние. А Симе предстоит увидеть Свет. Ее заберет с собой тот самый ее предок... И Сима пойдет за ним, ведь здесь ей остается только умереть. Правда, жаль, что придется бросить любимого. В верхнем комментарии дам ссылку на книгу.