Начавшаяся 27-го января 1904 года русско-японская война легла тяжёлым бременем на экономику Царства Польского, так и не успевшей опомниться от экономического кризиса 1900 - 1903 годов.
Наибольший урон был нанесён занятым в сфере массового производства предприятиям текстильной, хлопчатобумажной и галантерейной отраслей промышленности, расположенным в Варшаве. В 1904 году общий объём производства составил две трети от прошлого года. В результате сокращения темпов производства, прекращения функционирования предприятий численность безработных составила к концу 1904 года 100 тыс. человек, или 20 % пролетариев.
Призыв в российскую армию и продолжающаяся политика русификации ещё больше озлобили польское население. В начале 1904 года лидер польских националистов Юзеф Пилсудский встретился с японским послом, пытаясь убедить его поддержать антицарское восстание в Польше и основать в Японии польский легион.
Крупнейшая социалистическая организация в регионе, Польская социалистическая партия, создала свою Боевую организацию. В Париже представители польского рабочего движения обсуждали с русскими эсерами, латышскими и грузинскими националистами возможность общерусского восстания. Вторая, меньшая рабочая группа, Социал-демократия Царства Польского и Литвы, пользовалась помощью советников меньшевиков и большевиков. Эсеры и Бунд активизировали свою деятельность на западе страны.
****
В этих условиях на армию легла тяжёлая задача по обеспечению порядка. Неспособность гражданских властей удержать сложившееся положение в нужном русле привела к тому, что светские правители обратили свой взор на армию, как последнюю инстанцию в плане защиты своих интересов. И, хотя основные функции армии была и оставалась защита государственной границы и обороны страны от внешнего агрессора, на неё попытались возложить «грязную работу», которой должно заниматься МВД.
16-го апреля 1904 года Командующий войсками Варшавского военного округа генерал от инфантерии князь А. К. Имеретинский своим приказом за № 107 ввёл в действие «Инструкцию войскам, вызванным для содействия Гражданским властям в предупреждении или прекращении народных беспорядков и волнений», и предписал иметь её «вклеенной в Устав гарнизонной службы» .
1., Войска вызываются для содействия Гражданским властям в предупреждении или прекращении народных беспорядков и волнений на основе правил, объявленных в приложении 2 к Уставу гарнизонной службы.
2., Войска, прибывшие в пункт возникновения беспорядков, впредь до вызова их как вооруженной силы к месту беспорядка, поступают в распоряжение местной гражданской власти и исполняют все их требования в отношении высылки патрулей, выставления караулов и постов.
Примечание: Меры для обеспечения безопасности самой войсковой части принимаются её начальником по усмотрению.
3., Войска вызываются к месту возникновения беспорядков Гражданской властью на основе особых данных ей инструкций и лишь в крайности, когда Гражданской администрацией исчерпаны все меры и средства для водворения порядка.
4., Вследствие этого войска, прибывшие к месту происшествия, не оставаясь зрителями уличных беспорядков, должны немедленно приступить к действию, сообразно своему достоинству, как сила, которой всё должно беспрекословно подчиняться.
5., Коли с прибытием войск к неповинующейся толпе, со стороны сей последней, не будет проявлено каких-либо враждебных против войск действий, какими бы то ни было средствами (угрозами, выстрелами, камнями, палками и т.п.), то, не прибегая к действию оружием, войска быстро окружают неповинующихся, сгоняют их в сосредоточенную массу, с предупреждением, что, в случае малейшего проявления насильственных действий, толпа будет истреблена, и затем препровождает их в место, указанное Гражданской властью, или за город, и сдаёт неповинующихся в распоряжение Гражданской или Судебной власти.
Примечание: Для более быстрого и одновременного охвата значительной толпы, следует высылать отдельные отряды, с тем, чтобы толпа была охвачена войсками одновременно со всех сторон.
6., Если с прибытием войск толпа обратится в бегство и рассеется, то войска должны помочь полиции ловить беглецов и принимать пойманных по конвой для препровождения по указаниям.
7., Если же с приближением войск к неповинующейся толпе, или же для её окружения, со стороны неповинующихся будут проявлены какие-либо действия против войск (как-то: выстрел, бросание камней и палок, угрозы какого-либо оружия или, наконец, неповиновение отданному приказанию), то войсковой Начальник, применяясь к § 17 и 18 второго Приложения к Уставу гарнизонной службы, приказывает приступить к действию оружием, причём действие сим последним без всякой ответственности за последствия может быть доведено, по его усмотрению, или до полного истребления толпы, или остановлено, когда он придёт к заключению, что всякие дальнейшие попытки к противодействию войскам со стороны неповинующихся невозможны.
8., Когда войсковой Начальник усмотрит, что цель действий военной силы достигнута, он заявляет о том Гражданской власти и по соглашению с ней, возвращает команду на её временные квартиры.
9., Всякий Начальник воинской части, вызванный для содействия в предупреждении и прекращении беспорядков, должен обнаруживать спокойствие и хладнокровие, при твёрдой распорядительности и должной энергии, памятуя, что на него падёт ответственность за всякое промедление и нерешительность, хотя бы и прикрытые гуманными цлями, т.к. сии качества, содействуя лишь к укреплению в неповинующихся самоуверенности, ведут к проявлению беспорядков и их распространению и тем, в окончательном результате вызывают большое число жертв…».
Результатом применения армии для разгона демонстраций и усмирения непокорных, стало падение престижа военной службы и развившаяся в народе ненависть к человеку погонах. Если раньше гражданские власти применяли в основном казачьи части для подавления разного рода мятежей, то теперь «в бой» были брошены пехотные и даже артиллерийские и гвардейские части (как это происходило во время декабрьского вооружённого восстания в Москве).