Она хотела быть похороненной на Ваганьковском кладбище, рядом с родителями и внуком Марком, которого пережила на тринадцать лет. Но ее похоронили на Новодевичьем. Рядом с могилами Георгия Жженова, Кларой Лучко, Ролана Быкова, Михаила Ульянова, Вячеслава Тихонова, Олега Янковского.
30 марта 2011 года умерла Людмила Гурченко. Легендарная актриса, певица, Народная артистка СССР. А в августе 2012 года на ее могиле был поставлен роскошный белоснежный памятник, на открытие которого пришли сотни людей.
Памятник — это хорошо. Но миллионы людей помнят о Людмиле Гурченко по ее ролям. Никто и никогда ее не заменит.
У каждого из нас есть свои, близкие сердцу, самые любимые роли актрисы. Кто-то обожает ее Леночку Крылову или Раису Захаровну, кому-то ближе ее официантка Вера или Рита, которая так долго ждала своего механика Гаврилова.
Больше сотни женских судеб на экране! И каждая роль не сыграна, а прожита, пережита...
А вне кадра была еще своя жизнь, тоже не простая и очень разная.
Но с малых лет отец, которого боготворила Людмила Марковна, научил ее держать удар.
«Я очень советский человек из очень советского города Харькова. Актрисой я стала благодаря папе. Он сказал мне: «Иди и вжарь як следует. Никого не бойся. Иди и дуй свое!» И вот я «дула» свое!» - вспоминала позже Гурченко.
Отец будущей актрисы очень хотел, чтобы его единственную дочку звали Люси. Когда у супруги начались схватки, Марк Гаврилович быстро отвез ее в роддом, а сам пошел в ближайший кинотеатр, в котором крутили какой — то американский фильм. И была в этом фильме красивая героиня по имени Люси. Он тогда решил, что если будет дочка, то только Люси!
Но в ЗАГСе Харькова ему сто раз объясняли, что нет в Советском Союзе такого имени. Предлагали назвать Октябриной или Людмилой. Он махнул рукой и согласился на Людмилу. Все равно Люськой будут звать! А ему так хотелось, чтобы было изысканно и не по-нашему — Люси...
Люся-Людмила с малых лет устраивала дома концерты, и пела, и плясала. В школьные годы она занималась во Дворце пионеров, в котором и работали родители будущей актрисы. Ее отец был профессиональным музыкантом, играл на баяне, пел на праздниках, а супруга ему помогала. Когда началась война Марк Гаврилович, несмотря на инвалидность и уже непризывной возраст, а было ему 43 года, сам попросился на фронт.
Его жена с шестилетней Люсей остались в оккупированном немцами Харькове. Годы спустя Людмила Марковна вспоминала, что приходилась ей даже петь и танцевать перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Захватчикам она пела что -то из немецких оперетт.
После освобождения города Люся стала заниматься в музыкальной школе. Потом вернулся с войны отец. Он очень гордился своей Люсенькой, а она очень боялась его разочаровать.
И была так счастлива, когда на премьерный показ «Карнавальной ночи» приехали ее папа с мамой. Не подвела Люся! Вжарила!
После выхода знаменитой комедии на Людмилу Гурченко навалилась лавина самой настоящей славы. На киностудию уставшие почтальоны притаскивали мешки писем. А начинающая актриса вечерами сидела, читала их, на многие письма писала ответы.
Из воспоминаний Людмила Гурченко:
"Ну вот представьте: 57-й год, на экраны только вышла «Карнальвальная ночь», и, конечно, я приехала домой на каникулы. На стене кинотеатра, где крутят картину, висит трехметровая афиша — на ней я в черном платье, с муфточкой, и папа в широких брюках (ну простой человек) гордо сообщает прохожим: «Это моя дочь». Те от него малость шарахаются, а он: «Чего ты? От фотографии посмотри: в детстве, это, это... А он ее мать». Мама сразу бах! — и на другую сторону улицы перебегает: стеснялась.
Потом он целую пачку фотографий моих носил с собой — раздавал и ставил автограф: «Марк Гурченко, отец актрисы»…
Наша семья была уничтожена сплетнями. «Леля, сколько вы дали, чтобы такую, как Люся, взяли в кино? Наверное, 25 тысяч. Что же теперь можно хорошего посмотреть, если там такие, как Люся, будут?». Вот тут папа не мог выдержать...»
Зависти и сплетен в ее жизни было сполна, как и разочарований.
Даже в прессе были статьи про актрису легкого, танцевального жанра, которая зарабатывает на "левых" концертах.
Тяжело Людмила Марковна переживала и годы, когда режиссеры, будто сговорившись, перестали предлагать ей серьезные роли. Почти десять лет самых плодотворных лет, были профуканы.
Ее слезы видел только отец. Гладил по голове и говорил: «Ето усе временное, дочурка. Главное — береги здоровье. Не допускай до нервной системы. „Ето“ вже прошло. Смотри уперед и себя береги на завтра.»
Из воспоминаний Людмилы Гурченко:
«События того времени я не забуду никогда!!! Тогда СССР стал налаживать отношения с зарубежными странами и к нам приехали иностранные делегации. Началась страшная вербовка красивых девушек и юношей. В том числе вызывали и меня. Прекрасно помню гостиницу «Москва», 7-й этаж, анонимные визиты домой, ночи, когда я не спала, переживала, все время оглядывалась... Мне даже предлагали квартиру, но я не смогла и сказала резкое нет. Я не стала стукачкой! Я всегда говорила правду. За что жестоко и поплатилась. Тогда в «Комсомольской правде» вышла заказная статья Шатуновского «Чечетка налево», после которой от меня все отвернулись. Так и говорили: «Кто эта тварь, кто она такая? Фамилии такой не будет. Сотрем в порошок. Ясно?» И жизнь моя кончилась на 10 лет. Вплоть до начала 70-х годов, когда вдруг мне наконец-то досталась главная роль в фильме «Старые стены», где я создала один из лучших своих драматических образов. Для меня эта роль и вообще тот период много значат. Эта роль пришлась мне на грани движения к смерти. Я вообще не хотела жить. Потому что не снималась, потому что была не в милости, не в моде. До этого я сидела без работы, и папа мне денег высылал... Колесила с концертами по стране: тюрьмы, рыболовные поселки, заводы… И представляете, что у меня творилось внутри, когда я понимала, что мне 37 лет, самый расцвет и роскошный возраст для актрисы, а я никому не нужна?! И неожиданно главная роль.»
После «Старых стен» у Людмилы Марковны будто открылось второе дыхание.
Помните, в середине семидесятых так были популярны бенефисы, в которых она играла.
Потом были - «Соломенная шляпка», «Дневник директора школы», «Шаг навстречу», «Двадцать дней без войны», «Мама», «Небесные ласточки», «Сентиментальный роман», «Строговы», «Красавец-мужчина», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Обратная связь», «Пять вечеров», «Сибириада»…
А в 1982 году опять судьбоносная встреча с Эльдаром Рязановым, который решился снять Гурченко в своей картине «Вокзал для двоих».
- Да, именно после этого фильма актрисе было присвоено звание «Народная артистка СССР». В 1983 году ей было 48 лет.
А почему Рязанов не снимал ее все эти годы? Это если не считать небольшую роли в фильме «Человек ниоткуда». На этот вопрос Людмила Марковна отвечала кратко: «А я ему не нравлюсь!»
Многие коллеги говорили, что между ними якобы была ссора из какой — то сплетни. Да какая сейчас разница, дела минувших лет.
Из воспоминаний Эльдра Рязанова:
"В 1980 году я увидел Людмилу Гурченко в телефильме замечательного режиссера Евгения Гинзбурга «Песни войны». Начал смотреть с опаской: ведь это песни моего детства, я их все знал наизусть, и когда в начале фильма идет фронтовая хроника – ну, думаю, всё: никакому таланту не встать вровень с правдой войны. А она победила: сумела спеть песни, памятные в исполнении Шульженко, Бернеса, Утесова, так, что все заново ожило. А мы с Эмилем Брагинским только что закончили сценарий к фильму «Вокзал для двоих». И по сценарию героине было восемнадцать лет. Молодая девочка, сияющие глаза, никакого развода, ребенка, усталости. А я понял, что играть должна только Гурченко.
«Поработав над «Вокзалом для двоих» целый год с Гурченко, общаясь ежедневно, я хорошо изучил ее характер. Я знаю, что она стеснительна, застенчива, уязвима. Она много натерпелась в жизни и частенько ставит эдакий заслон между собой и человеком, которого не хочет пустить в свой внутренний мир. В этих случаях она прибегает к маске, а так как артистка она превосходная, у нее это получается очень убедительно. Я же принял ее защитные приспособления за чистую монету, и это в очередной раз оттолкнуло меня. Она не терпит бездарностей, пошляков и лепит им в глаза горькую правду-матку! Отсюда частенько возникают толки о ее несносном характере, разговоры о «звездной болезни». Так вот, я, пожалуй, никогда не встречал такой послушной и дисциплинированной актрисы. Она безотказна в работе, исполнительна, всегда готова к бою. Она фанатик в самом лучшем и высоком значении этого слова».
Людмила Марковна прожила 75 лет. И как бы это не высокопарно звучало, на алтарь своей профессии она поставила слишком многое.
Без нее нельзя представить наше кино.
Со дня смерти Людмилы Марковны прошло 12 лет. Каждый из нас в считанные минуты может выбрать в интернете любой фильм, в котором она играла. И вновь насладиться ее игрой, ее талантом. Светлая и только добрая Память….
А какая роль Людмилы Марковны у вас самая любимая? Напишите в комментариях, пожалуйста.