Найти в Дзене

Что такое Agile-маркетинг, и есть ли в нем реальная польза для команды

Нужен ли маркетингу Scrum? Плюсы и минусы работы по этому фреймворку от маркетологов аутсорсинг-бухгалтерии КНОПКА Мы привыкли ассоциировать Scrum-фреймворк с работой продуктовых IT-команд. Работа по спринтам, гибкий рабочий процесс и поставка готовых результатов к окончанию спринта позволяют разработчиком быстро выдавать конечный продукт и подстраиваться под потребности пользователей. Однако, в последнее время некоторые маркетинговые команды тоже начинают организовывать свои процессы по Scrum. Мы поговорили с маркетологами из аутсорсинг-бухгалтерии «Кнопка», чтобы узнать: В нашем интервью приняли участие:
Екатерина Кузьминская – директор по маркетингу;
Лиза Николаева – менеджер по работе с партнёрами. Приняли Scrum вслед за разработчиками «Кнопка» — надёжная аутсорсинг-бухгалтерия для малого бизнеса. Сервис берёт на себя общение с банками и налоговой, расчёт зарплаты, подготовку документов и сдачу отчётности. 9 лет назад — это был IT-стартап, который создавала команда разработчиков. П
Оглавление

Нужен ли маркетингу Scrum? Плюсы и минусы работы по этому фреймворку от маркетологов аутсорсинг-бухгалтерии КНОПКА

Мы привыкли ассоциировать Scrum-фреймворк с работой продуктовых IT-команд. Работа по спринтам, гибкий рабочий процесс и поставка готовых результатов к окончанию спринта позволяют разработчиком быстро выдавать конечный продукт и подстраиваться под потребности пользователей.

Однако, в последнее время некоторые маркетинговые команды тоже начинают организовывать свои процессы по Scrum.

Мы поговорили с маркетологами из аутсорсинг-бухгалтерии «Кнопка», чтобы узнать:

  • что из себя представляет scrum-маркетинг;
  • каким командам он подходит, а каким – нет;
  • и какие выгоды получает компания от использования этого подхода.

В нашем интервью приняли участие:
Екатерина Кузьминская – директор по маркетингу;
Лиза Николаева – менеджер по работе с партнёрами.

Приняли Scrum вслед за разработчиками

«Кнопка» — надёжная аутсорсинг-бухгалтерия для малого бизнеса. Сервис берёт на себя общение с банками и налоговой, расчёт зарплаты, подготовку документов и сдачу отчётности.

9 лет назад — это был IT-стартап, который создавала команда разработчиков. Потом компания начала расширяться и обрастать отделами, которые вместе с базовыми принципами приняли «в наследство» и Scrum-методологию. Сейчас все команды в компании работают по Scrum, в том числе и отдел маркетинга.

Коротко — в чем суть Scrum-фреймворка

Это набор правил, благодаря которым команда налаживает гибкий рабочий процесс, делит работу на итерации, чётко обозначает цели каждой итерации и задачи каждого члена команды.

В Scrum нет идеального долгосрочного планирования, как мы привыкли в маркетинге. Команды больше сосредоточены на доведении до конца задач на короткой дистанции и поставке конечной ценности (результата) за один спринт.

Под спринтом мы понимаем рабочую итерацию, которая длится 2 недели.

Scrum-фреймворк предполагает следующие этапы работы:

  • Предварительное планирование — постановка больших целей, которые должны быть достигнуты за несколько спринтов.
  • Планирование спринта — какие задачи необходимо довести до готовности за ближайшие две недели.
  • Спринт — работа с текущими задачами.
  • Ретроспектива — анализ итогов спринта вместе с командой, во время которого разбираются ошибки и выдвигаются предложения по улучшению работы.

Как устроена работа отдела маркетинга в «Кнопке»

-2

1 этап: Планирование целей и планирование спринта

У нас в компании есть общий road-map, который мы планируем вместе со всей компанией на офлайн-встречах. Там мы согласовываем основные фокусы, в том числе и маркетинговые.

Офлайн-встреча команды Кнопки.
Офлайн-встреча команды Кнопки.

Далее эти фокусы декомпозируются на задачи, которые отправляются на наши доски — что-то сразу в колонку «to do» текущего спринта, а что-то на доску «Задачи из будущего» (это своеобразный бэклог «продукта​​», только на маркетинговый манер).

Доска для планирования бэклога.
Доска для планирования бэклога.

Поскольку наш маркетинг работает на нужды собственной компании, мы не привязаны к строгим срокам и медиапланам, как, например, команды в агентствах. Наша работа строится скорее на проведении экспериментов, проверке гипотез и поиске решений, которые могут принести нам клиентов.

Тем не менее, в компании есть принцип: если запланировал — то сделай. Поэтому мы лучше запланируем меньше, но так, чтобы точно уложиться в сроки спринта и дать конечный результат. На этом нельзя спекулировать и лениться. От этого спасают ежедневные скрам-митинги, где хорошо видно, кто что сделал за день.

Наш спринт длится 2 недели, за которые мы должны успеть закрыть задачи, которые мы в него взяли — выпустить условную рекламную кампанию, чтобы она заработала, либо проверить одну или несколько гипотез.

Пример задач на доске спринта.
Пример задач на доске спринта.

Основная польза, которую мы получаем от такого планирования — нам довольно просто понять, действительно ли нужные вещи мы сейчас делаем, туда ли прилагаем усилия, как именно они помогут достичь поставленной цели.

Например, если человек в рамках одной задачи начинает делать не то, что было запланировано, или уходит в ненужную аналитику, Scrum позволяет быстро это понять и вернуться к изначальному плану. И, если нужно, помочь коллеге.

Такой подход стимулирует оказывать взаимопомощь, сотрудничать и делать именно то, что принесёт результат в обозримом промежутке времени.

2 этап: Спринт

Запланированные на спринт задачи попадают на рабочую доску «Маркетинг». Этапы здесь довольно простые – Запланировано, В работе и Готово. Куда интереснее горизонтальное деление доски на Дорожки.

Наличие Дорожек было ключевым моментом, почему мы выбрали именно Kaiten. У нас есть несколько крупных направлений, которым тесно уживаться на одной доске — задачи путаются, приоритеты не ясны. Благодаря делению на дорожки этого нет — мы видим, какая задача к чему относится, понимаем приоритетность задач, а руководитель видит всю картину на одном экране.

Всего у нас 6 дорожек. На каждой из них лежат задачи определенного типа.

Доска спринта поделена на 6 дорожек с разными типами задач. На изображении показаны две из них.
Доска спринта поделена на 6 дорожек с разными типами задач. На изображении показаны две из них.

Первая дорожка «Фокусные задачи» — здесь находятся самые важные задачи, которые обязательно нужно выполнить за спринт, чтобы достичь цели, о которой мы договорились на общем планировании. Эти задачи находятся в самом верху доски и сразу привлекают внимание.

Далее есть дорожки для текущих задач разного типа: по контенту, по партнёрам, технические задачи по сайту и т.д.

Внимательнее всего мы, конечно, следим за фокусными задачами:

  • Если мы видим, что они не двигаются – это сигнал, что мы начали заниматься рутиной и ушли с курса.
  • Если мы прилагаем максимум усилий, но какие-то фокусные задачи стоят на месте, – значит на road-map мы запланировали больше, чем можем сделать. В этом случае мы пересматриваем план или запрашиваем дополнительные ресурсы.

Бывает, что новые задачи возникают в ходе спринта, — мы добавляем их на доску и ставим метку «Вне плана». У нас есть правило: завершать запланированные задачи. Поэтому к новым задачам с такой меткой мы относимся с особой внимательностью и понимаем, что можем ей пожертвовать в этом спринте, и делать её только если останется свободный ресурс после остальных задач.

-7

А если в текущий спринт попала задача, которую мы не успели выполнить в ходе прошлой итерации, то на неё ставится метка «С прошлой итерации» — за такие задачи мы беремся в первую очередь.

-8

Таким образом мы держим в фокусе наиболее ценные для нас задачи и прилагаем максимум усилий, чтобы их выполнить. Мы не распыляемся на ненужную работу и оказываем взаимопомощь друг другу, чтобы достичь общей цели.

3 этап: Ретроспектива

Когда двухнедельный спринт заканчивается, мы проводим ретроспективу — выписываем все задачи, которые не завершились, отмечаем плюсы и минусы, задаем вопросы и предлагаем идеи того, как можно быстрее закрыть незавершённые задачи.

Выполненные задачи мы убираем в архив, незаконченные задачи, которые решаем перенести в новый спринт, снова отправляем в колонку «To do» и ставим метку «С прошлой итерации» — в новом спринте мы увидим, сколько задач мы задолжали, и сделаем их первыми.

Тут есть важное правило: если задача висит больше двух спринтов, значит она либо большая, либо ненужная — стоит её либо поделить на части и выполнять за несколько спринтов, либо отказаться от её выполнения, чтобы освободить ресурс для другой работы.

Мы каждый день сверяемся по всем задачам, — это дает прозрачность, поэтому просто невозможно не делать свою работу. И речь даже не про лень, а про то, что иногда на решение какой-то ненужной задачи уходит масса времени, хотя можно было бы сделать что-то более полезное.

Подходит ли Scrum-фреймворк для команды маркетинга

Думаю, тут все зависит от конкретного маркетинга.

Если вы работаете с компаниями-клиентами, и у вас есть чёткие проектные сроки, то, скорее всего, работать по Scrum будет сложно.

У нас же есть какие-то задачи, которые планируются жестко, а какие-то могут варьироваться и гибко подстраиваться под рабочий процесс.

В том случае, если вы много экспериментируете и тестируете разные гипотезы, Scrum — отличный вариант.

Когда у тебя есть просто поток задач, то он обычно растягивается, результат неочевиден и уходит куда-то в бесконечность. У нас же установлены чёткие спринты, у каждого из которых есть конечная цель, поэтому мы приносим конкретный результат за двухнедельный период.

Scrum помогает быстро понимать, действительно ли нужные ли вещи мы сейчас делаем или нет, и вовремя реагировать. Например, если человек сильно вовлекается в какую-то задачу, а вся команда видит, что она занимает слишком много времени, то мы можем либо присоединиться и помочь ему сделать её быстрее, либо отказаться от ее выполнения.

Таким образом мы фокусируемся на важных задачах, регулярно и предсказуемо поставляем готовый результат, не зацикливаясь на работе ради работы.

С точки зрения сотрудника, мне очень комфортно, удобно и прозрачно выполнять командные задачи с разными этапами и исполнителями. Scrum отлично помогает координировать большие задачи и сохранять внутреннее спокойствие.
Лиза Николаева – менеджер по работе с партнерами, «Кнопка»
Мне нравится, что Scrum используется во всей компании. У нас есть демо-дни и презентации, благодаря которым я могу понимать, что происходит у каждого подразделения, не трогая их. И они также понимают, что происходит у нас в маркетинге.
Екатерина Кузьминская – директор по маркетингу, «Кнопка»

Попробуйте инструменты Kaiten для Scrum и Kanban на своем проекте бесплатно