Найти тему
Эстетика бонсай

Особенный бонсай-питомник Toju-en

Оглавление

Этот питомник в 1928 году начала создавать в деревне Омия семья Хамано (Hamano). После землетрясения 1923 года многие из тех, кто занимался бонсай в Токио, искали новое место для разведения бонсай. В 1931 году питомник Toju-en открылся. Его первым владельцем был Мотосукэ Хамано (Motosuke Hamano).

Мотосукэ Хамано.  
Источник: https://tylersherrodbonsai.wordpress.com/2011/08/23/my-bonsai-family/
Мотосукэ Хамано. Источник: https://tylersherrodbonsai.wordpress.com/2011/08/23/my-bonsai-family/

В 1950-х годах Мотосукэ Хамано первым в Японии открыл школу бонсай. Он шел в разрез с мнением других мастеров, которые считали, что ремесло следует передавать только тем, кто будет продолжать владеть их питомниками. Они хотели защитить ремесло и свою монополию.

Мотосукэ Хамано же учил не за деньги, он считал, что культуру бонсай следует передать тем, кто действительно заинтересован, чтобы она не исчезла. Имея большой опыт, Хамано хотел передать секреты, разработанные предками, талантливым художникам, создать не просто красивые, но и запоминающиеся бонсай.

Источник: https://ru.pinterest.com/pin/785174516258312299/
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/785174516258312299/

Принципы школы сложились позже. А вначале вдова, мама 15-летнего подростка обратилась к Хамано с просьбой взять в ученики ее сына. Узнав, что мальчик остался без отца, Мотосукэ Хамано взял мальчика в питомник в качестве деши (deshi), ученика или подручного. Первым учеником Мотосукэ Хамано в 1955 году стал всемирно известный сегодня мастер бонсай, мастер с особенным стилем – Масахико Кимура.

Можно прочитать, что по сложившейся сегодня традиции ученики в школах бонсай обучаются в течение 5 лет, и еще год они должны просто работать в питомнике учителя. Люди, которые грезят бонсай и добиваются ученичества у современных мастеров – это часть современного бизнеса. Выходя из ученичества, получая свои сертификаты, они сразу готовы сделать следующий шаг, открыть, создать собственный питомник бонсай, а возможно и собственную школу в своей стране, что и сподвигает их на несколько лет относительных лишений.

Ученики школы Мотосукэ Хамано, вероятно, мечтали о такой возможности, но для большинства из них ученичество затягивалось на долгие годы, так как вместе с желанием иметь свой питомник, они должны были как-то получить эти возможности. Некоторые ученики оставались в питомнике Toju-en почти 20 лет. Но это делало их лучшими в следующем поколении создателей бонсай в Японии.

Масахико Кимура и Мотосукэ Хамано.  
Источник:  https://nihonbonsai.com/2016/07/23/i-miei-meastri-e-la-scuola-di-hamano/
Масахико Кимура и Мотосукэ Хамано. Источник: https://nihonbonsai.com/2016/07/23/i-miei-meastri-e-la-scuola-di-hamano/

Масахико Кимура был первым учеником Мотосукэ Хамано. Он был в ученичестве около 11 лет, пока не смог открыть свой питомник. Стиль, в котором он начал работать вызывал недоумение у других мастеров, но сегодня Кимура – один из первых, чье имя звучит во всех рейтингах мастеров бонсай.

Последним, сто восьмым учеником Мотосукэ Хамано был Синдзи Судзуки. Семидесятидвухлетний Хамано уже не хотел заниматься учениками, но вновь история юноши без отца, мать которого обеспокоена будущим сына, отозвалась в сердце мастера, который также рос под опекой своей матери.

В одной из статей именно в связи со школой Хамано удалось прочитать, что такое явление в японском обществе называется Ояката. Это совокупность двух слов: Оя-родитель и ката-путь. В мире бонсай или боевых искусств этим титулом ученики иногда определяют своих мастеров.

Если Ояката – «путь родителя», то учитель как родитель, желая передать свои знания своему ученику, выбирает его и учит. Обладая инициативой, тот, кто обладает знаниями и знает путь, становится для ученика оякатой, то есть таким учителем, целью которого является передача лучших знаний своему преемнику и одновременно продолжателю.

Синдзи Судзуки и его знаменитый можжевельник Тайкан («Великолепный вид»), котороый позволил Синдзи Судзуки выиграть приз премьер-министра на одной из выставок Сакуфу-тен.  
Источник: https://www.bonsai-art.com/blog/535-interview-mit-shinji-suzuki
Синдзи Судзуки и его знаменитый можжевельник Тайкан («Великолепный вид»), котороый позволил Синдзи Судзуки выиграть приз премьер-министра на одной из выставок Сакуфу-тен. Источник: https://www.bonsai-art.com/blog/535-interview-mit-shinji-suzuki

Синдзи Судзуки начал заниматься бонсай в 18 лет. Самый молодой, он прошел все ступени ученичества - от услужения мастеру и старшим по рангу ученикам до обладания в конце концов всем репертуаром техник бонсай. Он узнал как ухаживать за старым бонсай, сделанным давно умершим мастером, как создать новый бонсай из черенка, из растения, приобретенного в коммерческом питомнике или дерева, взятого прямо со склона горы. Только в 33 года он смог самостоятельно выступить на одной из выставок и сразу привлечь к себе внимание. Сегодня Синдзи Судзуки – владелец питомника, распорядитель самых престижных выставок, востребованный частный мастер бонсай, председатель бонсай-сообществ.

Но и ученичество Кимуры, для которого отводилось 5 минут на еду, 5 часов на сон, были под запретом алкоголь, сигареты и общение с девушками, ученичество не было простым. Он разрывался между необходимостью приобрести навыки профессионала в бонсай и огромным желанием стать рок-музыкантом.

Мотосукэ Хамано скончался в 1991 году. В конце концов, Мотосукэ Хамано стал основателем Федерации японских школ бонсай

Ученичество в его питомнике превратилось в школу в конце 1960-х годов. На самом деле из 108 учеников Мотосукэ Хамано 90 или 80 человек покинули питомник, не выдержав тех условий, в которых приходилось осваивать бонсай. Из 20-30 окончивших обучение известными стали несколько человек.

Кейзо Андо (Keizo Ando):

Источник: https://nihonbonsai.com/2016/07/22/maestro-keizo-ando/
Источник: https://nihonbonsai.com/2016/07/22/maestro-keizo-ando/

Хидео Судзуки (Hideo Suzuki):

Источник: http://www.parlonsbonsai.com/Ecole-d-Art-Bonsai-Hideo-Suzuki
Источник: http://www.parlonsbonsai.com/Ecole-d-Art-Bonsai-Hideo-Suzuki

То, что в саду Мотосукэ Хамано постоянно проходило ученичество, повлияло и на состав самого сада. По наблюдению посетителей «в целом деревья менее крупные и более разнообразные» чем в других известных японских садах. Питомник тяготел к деревьям шохаку (shohaku) - так обобщенно назывались вечнозеленые хвойные деревья, такие как сосна или белый кедр. Эти виды бонсай прочны и долговечны, а ветви редко ломаются; с ними относительно легко обращаться, чем с другими видами бонсай. Для того, чтобы обеспечить материалом всех учеников, таких деревьев, выращенных в питомнике из черенков, нужно было иметь в достатке.

Питомник Toju-en
Источник: https://omiyabonsaimura.com/navi01/bonsaien_touzyuen.html
Питомник Toju-en Источник: https://omiyabonsaimura.com/navi01/bonsaien_touzyuen.html
«Бонсай нужно практиковать для себя, чтобы наслаждаться им самостоятельно, а не ходить на конкурсы и хвастаться перед другими. Настоящий бонсай-это не покупать большие растения, чтобы похвастаться, а выращивать растения с самого начала, из семян и черенков и наслаждаться их развитием с течением времени», - цитировал учителя Кейзо Андо.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте