Помните, конечно, сатирический монолог Райкина про "дифьсит"? (Кто не помнит, во-первых, дайте автограф, а во-вторых, вот, можно освежить.)
Меня этот монолог весьма потряс в своё время. Тем, что всё, сказанное в нём, по существу верно. Обычно ведь сатирический персонаж должен говорить что-то неправильное, и нам от этого должно быть смешно, а тут он говорит разумные вещи, и смешно нам не от того, что говорится, а всего лишь от того, кем и как.
Ну, то есть если какой-нибудь Гитлер, размахивая руками и пуча глаза, будет произносить таблицу умножения, нам будет смешно.
А что здесь говорит персонаж Райкина? Что мы дорожим тем, чего нам не хватает. Тем, чего хватает, не дорожим. "Что имеем, не храним". Только-то и всего. Комический эффект возникает от того, что ценности он выбирает "низкие" – пару обуви, какую-то еду, и на этих низких ценностях основывает столь же низкую социальную иерархию ("таваравед", "директор магазин", "заднее кирильцо").
А если бы он говорил о подвиге (которого в жизни всегда немного), смешно бы не было. Или о научных открытиях. Или о произведениях искусства. Попсы в нашей жизни – много, а классики – "дифьсит"...
Мне вот что подумалось. Если бы, когда я был подростком, и мы все с ума сходили по "записям", в нашей стране не было бы их "дифьсита", разве бы я стал копаться в грампластинках родителей и слушать скрипичный концерт Чайковского в исполнении Ойстраха? Который – вдруг! – ударил по мозгам не слабее "Страгейзера" группы "Рейнбоу"? А по душе – пожалуй, сильнее, потому что Чайковский и Ойстрах по сей день со мной, а сумрачный Ричи и – кто там за установкой, Кози? – как-то уже не очень.
Сейчас специально провёл эксперимент – включил сначала одно:
А потом другое:
И другое почему-то захотелось выключить, чтобы вернуться назад, к первому, и дослушать. Там больше информации, что ли. (Ну, это реально так. Тупо больше нот.)
И чего я только не переслушал пацаном! От "Песен из кинофильмов в исполнении Алисы Фрейндлих" до "Эгмонта" и от сестёр Лисициан до авангардного Чеслава Немана. (Помните, его треки использовали в передаче "Очевидное – невероятное"?)
А когда б имел златые горы легкодоступных "записей", разве стал бы на это размениваться?
И то же самое было с чтением. Когда детские книжки заканчивались (а новых интересных взять негде), приходилось с отчаянием бодать родительские.
Знаете, на что я надеюсь? Что моему сыну тоже чего-то остро не хватает. Сейчас уже поздно. Надо будет завтра спросить.
Вот ещё милая песенка из наслушаного тогда "бог знает чего" – может, кто вспомнит? Гибкая пластинка, журнал "Кругозор"...
В принципе ведь симпатичная песенка. Но под неё не приходило в голову выключать в комнате свет и непонятно самому себе мечтать о невыразимом – а под Чайковского приходило. И за это я "совковому дефициту" на подобную симпатичную ерунду благодарен.
Спокойной ночи. Доброе утро!