Гремит, качается старый вагончик по рельсам, утопающим в одуванчиках и зелени улицы Февральской. Невнятный голос объявляет следующую остановку и характерный звоночек "дзынь-дзынь" предупреждает о закрытии дверей.
Сижу на самом последнем сидении и с интересом наблюдаю, как смешно и синхронно качаются головы пассажиров в такт движению вагона. Кайф! Как же я люблю пятигорский трамвай!
Он как старый друг, который лучше новых двух. Подвижной состав очень изношенный - то и дело в соцсетях появляются вопли ужаса от вида облупившейся краски, которой уже в десять слоёв пытаются замазать ржавчину и подновить вагон.
А я люблю все трещинки - таким я узнала пятигорский трамвайчик в 2004 году и таким люблю его сейчас. Никогда не забуду этот скрипучий звук, с которым трамвай заходил на поворот ранним тихим утром - и этот звук предвещал новое увлекательное путешествие по Пятигорску!
Вот едет "троечка", которую редко встретишь на маршруте (ходит всего пару раз в день). Ярко-красный вагон классической и любимой Татры украшен старинными фотографиями Пятигорска и надписью об истории трамвая длиною в век. Некоторые особо язвительные граждане смеялись: видимо, "вот те столетние трамваи до сих пор и колесят по городу, судя по их состоянию".
Трамвай появился в Пятигорске в 1903 году. Когда в столичной Москве и в Санкт-Петербурге ещё пользовались конкой, в маленьком провинциальном городке уже тянули электрические контактные провода!
Первый маршрут от железнодорожного вокзала катил пассажиров до курортного центра Пятигорска (до Сабанеевских ванн и Елизаветинской галереи), а второй маршрут от Цветника до Провала ходил только в тёплое время года в облегчённом вагоне, названном "босоножка" за отсутствие окон и дверей.
Такую "босоножку" может увидеть любой желающий в старом трамвайном депо (проспект Кирова, дом 85) - дремлет она на заслуженном отдыхе, взирая мельком на снующих потомков.
Пятигорский трамвай отличает узкая колея шириной 1000 мм, поэтому привезти сейчас списанные откуда-нибудь вагоны в Пятигорск невозможно. Трамваи закупали в Европе - и следы этого события до сих пор можно обнаружить на маршрутах Пятигорска. Вот трамвай, в котором даже сохранилась схема маршрутов на немецком языке.
А упреждающие надписи на немецком держатся крепче, чем их более поздние "русскоговорящие" собратья, вот как красили!
В 2001–2003 гг. Пятигорск закупил 18 подержанных чехословацких вагонов Tatra T4D, выпущенных в 1978–1986 гг. и работавших в восточногерманском городе Halle. Несмотря на солидный возраст, вагоны были в очень хорошем состоянии, перед продажей они прошли капитальный ремонт.
С сайта пятигорского трамвая
Подвижной состав постепенно приходит в упадок. Трамваи из последних сил бегают, часто ломаются. И проблема вовсе не в облупившейся краске на окнах, о чём верещат блюстители наших налогов, а в механической начинке: износ бешеный. Ломаются прямо на ходу: повезёт, если не высадят, а оперативно решат проблему.
Из последних новостей: в Пятигорск за счёт краевого бюджета купят новый трамвай за 60 млн рублей. Такая цифра у меня в голове не укладывается. Спасёт ли целый один новый трамвай Пятигорск? Не думаю, особенно когда рельсы в узелки скручиваются - не сдюжит избалованный современник пятигорского колорита.
Анекдот. "Ты ездишь на BMW и смеешься, что я езжу на трамвае? А ты в курсе, что трамвай стоит 60 миллионов?"
Но теплится надежда, что не забросят трамвайное хозяйство на произвол судьбы. А то как оно всегда начинается: будем чинить рельсы! Рельсы снимают - и больше никогда не ставят: бюджета нет, людей нет, да и вообще нерентабельно. Автобус, поди, дешевле 60 миллионов стоит? Так случилось с трамваем в Твери и Калининграде. Страшно, что и с одним из символов Пятигорска случится такая печальная история.
В послевоенные годы была выдвинута идея о ликвидации пятигорского трамвая - столь велики были разрушения. Их хотели заменить троллейбусами. Но на развалины пришли старые рабочие трамвая и по собственной инициативе, без оплаты, приступили к восстановительным работам.
С сайта пятигорского трамвая
Трамвай - самый душевный вид транспорта для меня! Только в пятигорском трамвае уставший, взмыленный кондуктор, пробивая мне билет, может восхититься цветом моих глаз или похвалить моё нарядное платье!
Последняя поездка в Москву была как на космический корабль. Московский "громозека" уже совсем-совсем не похож на трамвай. И здесь, в Пятигорске, я получаю истинное удовольствие от "настоящего" трамвая.
Помню, вернулась из Москвы в Пятигорск, еду домой на трамвае - а он так дребезжит, что у меня аж зубы стучат. А я ехала и радовалась этому - я дома! Не могу объяснить эту любовь: мой-родной-любимый пятигорский трамвай!
Ты не торопишься, трясёшься себе еле-еле в вагоне и постигаешь дзен. Пассажир, с завистью глядящий на обгоняющие трамвай маршрутки: "Вот что значит ехать - и вот что значит пердолить!"
А что с ним будет дальше - увидим. В конце концов, оставят колёсную платформу как в "босоножке", запрягут коней - а то чё вон породистые скакуны на Ипподроме без дела простаивают! И как покатят, как покатят! Вот это аттракцион будет для приезжих - возвращение к истокам истории! Впрочем, это всё шуточки, немного грустные.
Трамвайное хозяйство выживает как может, это чувствуется! Но всё равно стараются работники: к Новому году украшают гирляндами несколько вагонов, и они создают праздничное настроение у горожан и гостей - каждый выкладывает нарядные видео и фото в соцсети.
В праздники в трамвайных вагонах волонтёры раздают пассажирам цветы и подарки. К некоторым событиям даже запускают специальный тематический вагон. А если уж совсем хочется экзотики, то у трамвайного депо есть услуга "Аренда трамвая на праздники" - свой персональный трамвай с песнями и плясками "под аккомпанемент размеренного стука колес" на радость всех гостей.
Для тех, кто скучает по Пятигорску - можно виртуально покататься по всем трамвайным маршрутам: видео снимали от конечной до конечной из окна водителя, за пару минут "проезжаешь" весь путь. По-моему, классная идея!
А в Яндекс.картах на вкладке "Транспорт" отмечены вагоны трамваем в движении. Около года назад появилась в Пятигорске такая функция, но не все о ней знают. Очень удобно смотреть, когда придёт твой трамвай - и придёт ли он вообще. Практично, позволяет экономить время и не ждать на перекрёстке, вглядываясь вдаль как тревожный кабанчик.
Может, я отчасти Пятигорск полюбила и за то, что у него есть трамвай! Ведь в других городах КМВ его нет. И очень бы не хотелось, чтобы признали пятигорский трамвай нерентабельным и невыгодным. Любовь не измеряется деньгами!!