Найти в Дзене

Почём трамвай для Пятигорска?

Гремит, качается старый вагончик по рельсам, утопающим в одуванчиках и зелени улицы Февральской. Невнятный голос объявляет следующую остановку и характерный звоночек "дзынь-дзынь" предупреждает о закрытии дверей. Сижу на самом последнем сидении и с интересом наблюдаю, как смешно и синхронно качаются головы пассажиров в такт движению вагона. Кайф! Как же я люблю пятигорский трамвай! Он как старый друг, который лучше новых двух. Подвижной состав очень изношенный - то и дело в соцсетях появляются вопли ужаса от вида облупившейся краски, которой уже в десять слоёв пытаются замазать ржавчину и подновить вагон. А я люблю все трещинки - таким я узнала пятигорский трамвайчик в 2004 году и таким люблю его сейчас. Никогда не забуду этот скрипучий звук, с которым трамвай заходил на поворот ранним тихим утром - и этот звук предвещал новое увлекательное путешествие по Пятигорску! Вот едет "троечка", которую редко встретишь на маршруте (ходит всего пару раз в день). Ярко-красный вагон классической

Гремит, качается старый вагончик по рельсам, утопающим в одуванчиках и зелени улицы Февральской. Невнятный голос объявляет следующую остановку и характерный звоночек "дзынь-дзынь" предупреждает о закрытии дверей.

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)
Трамвайные пути на улице Февральской (апрель 2021 года)
Трамвайные пути на улице Февральской (апрель 2021 года)

Сижу на самом последнем сидении и с интересом наблюдаю, как смешно и синхронно качаются головы пассажиров в такт движению вагона. Кайф! Как же я люблю пятигорский трамвай!

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Он как старый друг, который лучше новых двух. Подвижной состав очень изношенный - то и дело в соцсетях появляются вопли ужаса от вида облупившейся краски, которой уже в десять слоёв пытаются замазать ржавчину и подновить вагон.

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

А я люблю все трещинки - таким я узнала пятигорский трамвайчик в 2004 году и таким люблю его сейчас. Никогда не забуду этот скрипучий звук, с которым трамвай заходил на поворот ранним тихим утром - и этот звук предвещал новое увлекательное путешествие по Пятигорску!

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Вот едет "троечка", которую редко встретишь на маршруте (ходит всего пару раз в день). Ярко-красный вагон классической и любимой Татры украшен старинными фотографиями Пятигорска и надписью об истории трамвая длиною в век. Некоторые особо язвительные граждане смеялись: видимо, "вот те столетние трамваи до сих пор и колесят по городу, судя по их состоянию".

Трамвай появился в Пятигорске в 1903 году. Когда в столичной Москве и в Санкт-Петербурге ещё пользовались конкой, в маленьком провинциальном городке уже тянули электрические контактные провода!

Пятигорский трамвай, начало ХХ века (фото из интернета)
Пятигорский трамвай, начало ХХ века (фото из интернета)

Первый маршрут от железнодорожного вокзала катил пассажиров до курортного центра Пятигорска (до Сабанеевских ванн и Елизаветинской галереи), а второй маршрут от Цветника до Провала ходил только в тёплое время года в облегчённом вагоне, названном "босоножка" за отсутствие окон и дверей.

Такую "босоножку" может увидеть любой желающий в старом трамвайном депо (проспект Кирова, дом 85) - дремлет она на заслуженном отдыхе, взирая мельком на снующих потомков.

"Босоножка"в старом депо (фото автора)
"Босоножка"в старом депо (фото автора)

Пятигорский трамвай отличает узкая колея шириной 1000 мм, поэтому привезти сейчас списанные откуда-нибудь вагоны в Пятигорск невозможно. Трамваи закупали в Европе - и следы этого события до сих пор можно обнаружить на маршрутах Пятигорска. Вот трамвай, в котором даже сохранилась схема маршрутов на немецком языке.

А упреждающие надписи на немецком держатся крепче, чем их более поздние "русскоговорящие" собратья, вот как красили!

В 2001–2003 гг. Пятигорск закупил 18 подержанных чехословацких вагонов Tatra T4D, выпущенных в 1978–1986 гг. и работавших в восточногерманском городе Halle. Несмотря на солидный возраст, вагоны были в очень хорошем состоянии, перед продажей они прошли капитальный ремонт.
С сайта пятигорского трамвая
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Подвижной состав постепенно приходит в упадок. Трамваи из последних сил бегают, часто ломаются. И проблема вовсе не в облупившейся краске на окнах, о чём верещат блюстители наших налогов, а в механической начинке: износ бешеный. Ломаются прямо на ходу: повезёт, если не высадят, а оперативно решат проблему.

Из последних новостей: в Пятигорск за счёт краевого бюджета купят новый трамвай за 60 млн рублей. Такая цифра у меня в голове не укладывается. Спасёт ли целый один новый трамвай Пятигорск? Не думаю, особенно когда рельсы в узелки скручиваются - не сдюжит избалованный современник пятигорского колорита.

Анекдот. "Ты ездишь на BMW и смеешься, что я езжу на трамвае? А ты в курсе, что трамвай стоит 60 миллионов?"
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Но теплится надежда, что не забросят трамвайное хозяйство на произвол судьбы. А то как оно всегда начинается: будем чинить рельсы! Рельсы снимают - и больше никогда не ставят: бюджета нет, людей нет, да и вообще нерентабельно. Автобус, поди, дешевле 60 миллионов стоит? Так случилось с трамваем в Твери и Калининграде. Страшно, что и с одним из символов Пятигорска случится такая печальная история.

В послевоенные годы была выдвинута идея о ликвидации пятигорского трамвая - столь велики были разрушения. Их хотели заменить троллейбусами. Но на развалины пришли старые рабочие трамвая и по собственной инициативе, без оплаты, приступили к восстановительным работам.
С сайта пятигорского трамвая
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Трамвай - самый душевный вид транспорта для меня! Только в пятигорском трамвае уставший, взмыленный кондуктор, пробивая мне билет, может восхититься цветом моих глаз или похвалить моё нарядное платье!

Последняя поездка в Москву была как на космический корабль. Московский "громозека" уже совсем-совсем не похож на трамвай. И здесь, в Пятигорске, я получаю истинное удовольствие от "настоящего" трамвая.

Помню, вернулась из Москвы в Пятигорск, еду домой на трамвае - а он так дребезжит, что у меня аж зубы стучат. А я ехала и радовалась этому - я дома! Не могу объяснить эту любовь: мой-родной-любимый пятигорский трамвай!

Ты не торопишься, трясёшься себе еле-еле в вагоне и постигаешь дзен. Пассажир, с завистью глядящий на обгоняющие трамвай маршрутки: "Вот что значит ехать - и вот что значит пердолить!"
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

А что с ним будет дальше - увидим. В конце концов, оставят колёсную платформу как в "босоножке", запрягут коней - а то чё вон породистые скакуны на Ипподроме без дела простаивают! И как покатят, как покатят! Вот это аттракцион будет для приезжих - возвращение к истокам истории! Впрочем, это всё шуточки, немного грустные.

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)

Трамвайное хозяйство выживает как может, это чувствуется! Но всё равно стараются работники: к Новому году украшают гирляндами несколько вагонов, и они создают праздничное настроение у горожан и гостей - каждый выкладывает нарядные видео и фото в соцсети.

В праздники в трамвайных вагонах волонтёры раздают пассажирам цветы и подарки. К некоторым событиям даже запускают специальный тематический вагон. А если уж совсем хочется экзотики, то у трамвайного депо есть услуга "Аренда трамвая на праздники" - свой персональный трамвай с песнями и плясками "под аккомпанемент размеренного стука колес" на радость всех гостей.

На речных трамвайчиках отмечают праздники, а на наземных почему нет? (фото из интернета)
На речных трамвайчиках отмечают праздники, а на наземных почему нет? (фото из интернета)

Для тех, кто скучает по Пятигорску - можно виртуально покататься по всем трамвайным маршрутам: видео снимали от конечной до конечной из окна водителя, за пару минут "проезжаешь" весь путь. По-моему, классная идея!

Скриншот с сайта https://www.trampark.ru/
Скриншот с сайта https://www.trampark.ru/

А в Яндекс.картах на вкладке "Транспорт" отмечены вагоны трамваем в движении. Около года назад появилась в Пятигорске такая функция, но не все о ней знают. Очень удобно смотреть, когда придёт твой трамвай - и придёт ли он вообще. Практично, позволяет экономить время и не ждать на перекрёстке, вглядываясь вдаль как тревожный кабанчик.

Скриншот с Яндекс.карт
Скриншот с Яндекс.карт

Может, я отчасти Пятигорск полюбила и за то, что у него есть трамвай! Ведь в других городах КМВ его нет. И очень бы не хотелось, чтобы признали пятигорский трамвай нерентабельным и невыгодным. Любовь не измеряется деньгами!!

Пятигорский трамвай (фото автора)
Пятигорский трамвай (фото автора)