Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эффект фрейминга

С данным когнитивным искажением в настоящий момент сталкивается каждый первый человек в мире. Всё дело в широкой доступности информации для населения и в том, что ведущую роль сейчас играет как раз-таки информационная подача того или иного события/явления. Даже товары мы покупаем в интернете по их описанию.

Эффект фрейминга - это искажение, в результате которого человек воспринимает информацию в зависимости от её подачи. То есть, одно и то же событие можно описать по-разному: описание может варьироваться от положительного до резко негативного. Вы, наверняка, сталкивались с этим явлением в прессе и новостях. Особенно любят это "жёлтые" издания: вырывают информацию из контекста, формируют кричащие заголовки, а сама информация преподносится таким образом, чтобы создать определённый эмоциональный отклик у читателя.

Яркий пример можно взять из судебной практики. Есть голые факты, касающиеся произошедшего. Дальше начинается самое интересное: один и тот же факт преподносится с совершенно разных сторон обвинителем и адвокатом. Первый преподносит факт так, чтобы подсудимый оказался в неприятном свете, второй - наоборот. Чаще всего, выигрывает тот, кто искуснее в своих описаниях, а не закон (речь, конечно же, про спорные дела, где имеется недостаточная доказательная база и неоднозначные улики).

Про кричащие заголовки, итак, все понятно: Алла Пугачева умирала уже бесчисленное количество раз (по-видимому, от смеха).

Эффект фрейминга активно используется в маркетинге. Например, там, где нужно обозначить потенциальные выгоды для покупателя, используются наиболее "работающие" формулировки. Никто не напишет в рекламе, что препарат от головной боли неэффективен в 30% случаев (почти треть!), вам огромными буквами напишут "доказанная эффективность в 60% случаев." А тушь номер один в мире будет являться таковой по результатам исследования учёными. Правда, контрольная группа для исследования будет включать в себя 2000 человек из 8 млрд населения планеты. Но какое это имеет значение?

Кстати, хороший лайфхак, для того, чтобы избежать проявления этого эффекта на себе: если прочитать информацию на иностранном языке, то восприятие будет более объективным, так как в родном языке мы улавливаем эмоциональную подачу и двойные смыслы, а в иностранном - нет.

Попадались когда-нибудь на уловку фрейминга? Как проверяете голые факты?

-2

Запись на консультацию:

WhatsApp, Telegram

+7 913 380-83-42

Skype:
as3808342

Научитесь управлять своими эмоциями!💪

Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru