🔹️ Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.
Эмпатия — это способность понимать чувства другого человека.
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, мамы и папы или другого значимого взрослого.
🔹️ Необязательно искать живые ситуации.
Можно акцентировать внимание на чьих-то чувствах, во время игры с ребёнком.
🔹️ О своих чувствах, — говорить открыто.
Знакомясь с человеческими поступками и переживаниями, ребенок склонен присваивать их и предметам. Он сострадает сломанной игрушке, сердится на поранившую его ветку.
❕ Никогда не говорите ребёнку, как он "должен" себя сейчас чувствовать.
❕ Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка.
Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты поэтому с эмпатией у них проблем нет.
🔹️ Забота о домашнем любимце представляет собой постоянную "работу" для детей —значимую ежедневную ответственность в которой он может проявлять эмпатию, заведите домашнего питомца.
Моя эмпатия (на сколько я могу вспомнить) начала своё развитие в пять лет, когда я бросила безцеремонно свою резиновую свинью на пол зачем-то, прикрикнув родителям что она мне больше не нужна.
Родители очень заострили на этом инциденте свое внимание, меня обняла мама и сказала, –
"Катенька, ведь это твоя игрушка, у неё кроме тебя никого нет, она сейчас плачет и ей очень больно, ей так горько что теперь у неё не будет другой хозяйки, сейчас её некому обнять, никто её не жалеет, а если она заболеет.. а если она умрёт..
Для меня наступил "Конец света"
слова мамы пронзили моё сознание насквозь, в дальнейшем родителям уже не приходилось мне объяснять, что маленьких обижать нехорошо, животных мучать нельзя, слабых обижать стыдно, понимание чужой боли и сострадание стали для меня понятным чувством.
Эмпатия — оружие манипулятора.
Многие считают эмпатию синонимом сострадания. Да безусловно, в большинстве случаев так и есть, однако нельзя забывать, что способность "читать и понимать" состояние окружающих нередко используется в корыстных целях.
Люди с высоким уровнем эмпатии могут быть сильнейшими манимуляторами всех мастей.
Я подняла свою одинокую хрюшку и больше никогда не бросала свои игрушки, а если они падали всегда поднимала и жалела свой плюшевый зверинец.
Случалось иногда так что я могла заплакать потому что моей подружке больно, я хотела помочь тем кто в этом нуждается и первой помощью было поплакать за компанию.
Сказочные персонажи из мультфильмов такие как "Серая шейка" и "Гадкий утенок" оплакивались моими горьким слезами с ожиданием счастливого финала каждой истории.
Это о том, что такие моменты надо не упускать, а объяснять в детском возрасте сразу, без сильных перегибов чтобы не завиноватить ребёнка.
К возрасту 3–5 лет дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание. Если у ребёнка не наблюдается достаточной эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей.
Родители обычно старательно развивают интеллект ребёнка: учат совсем маленьких детей считать, читать, водят на кружки и дополнительные занятия забывая о эмоциональном развитии.
У ребенка, поведение окружающих его людей, постоянно вызывает всевозможные эмоции, от чувства радости до горя и обиды. За этим следует и обратный эффект эмоциональной отдачи в зависимости от того была ли ему причинена обида, несправедливость или ласки и одобрение.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других.