В шесть утра по Москве 7 апреля завершился мой пятый, заключительный, мушел жас. И это важно. Что такое «мушел жас»? Попробую объяснить.
Несколько лет назад прекрасная казахская женщина по имени Гульнара пригласила нас на День рождения дочери. Очень просила быть всей семьёй (наш папа временами тяжеловат на подъём, так что уточнение в основном относилось к нему), потому что у Зои начинается мушел жас, и ей очень важна поддержка хороших людей. Опуская подробности невероятного по вкусноте и изобилию восточного стола (мои особые тёплые чувства – супругу Гульнары Алламураду, потрясающему мастеру-пловщику), скажу лишь, что пожелания 12-летней девочке за этим столом звучали серьёзные: быть стойкой, понимать свою ответственность, с честью пройти все испытания, опираться на верных друзей. Я не выдержала и спросила: а к чему такому особому вы ребёнка готовите? Что в Казахстане какой-то обряд инициации есть?
Вот тогда я и услышала впервые, что же такое мушел жас. Каждый из собравшихся спешил поделиться какой-то историей из своего опыта. При этом все сходились в одном: для казахов – это завершение 12-летнего жизненного цикла. Если жизненные циклы заканчиваются в 12, 24, 36, 48 и 60, то годами мушел жас будут 13-й (завершение детства и переход к юности), 25-й (начало периода зрелости). 37-й (время переосмысления жизненных ценностей), 49-й (с него начинается возраст почтения) и 61-й (этот год, как ни коробят лично меня эти слова, считается годом начала старости). Позднее в литературе я встречала упоминание 73, 85 и 97-го годов, но почему-то там речь исключительно шла о мужчинах, так что я привыкла считать 61-й год для себя завершающим.
Вы можете меня спросить: ну, и что в особенного? Довольно много, так как казахи считают, что мушел жас – очень опасный год, время потрясений и неожиданностей, сложностей и потерь, страданий и преодолений. Но он также – переход из одного жизненного состояния в другое, а потому особо важен для построения фундамента на следующие 12 лет. Мои казахские подруги всегда говорили, что в мушел жас надо обязательно делать как можно больше добрых дел, помогать людям, проявлять щедрость и понимание, однако, помня при этом, что именно в момент все мы уязвимы перед тёмными силами, а значит – ничему не надо удивляться, ни плохому, ни хорошему. Иными словами, с честью встречай все испытания, в чём бы они ни проявлялись, и будет тебе награда в следующем жизненном цикле.
Так день рождения девочки-подростка фактически превратился для меня в экскурс в абсолютно неизвестный мне культурный пласт. Возвращаясь домой, я стала вспоминать, а чем же были характерны мои мушел жас, ведь к тем порам я уже пережила их целых четыре.
Мой первый мушел жас я до сих пор вспоминаю с содроганием от того, сколько раз мне хотелось вот просто лечь и не проснуться. В подростковом возрасте не самые, как теперь понимаешь, важные вещи кажутся тебе жизненно определяющими. Надо отдать должное моим родителям – тут они встали за меня просто горой, и вся история завершилась переводом в другой класс, после чего всё успокоилось и я как-то очень ровно прошла следующий жизненный цикл.
Как гром среди ясного неба грохнул второй мушел жас. На 25-м году жизни меня чуть не вышибли из комсомола, за которым нешуточно маячило исключение из университета. Вот тут вокруг меня сплотились подруги и друзья, которые не просто меня отстояли, но и вселили уверенность, что поговорка про 100 друзей – весьма актуальная штука. У мня не было ста друзей, их можно было всех пересчитать по пальцам, но каждый из них стоил целой сотни.
Третий мушел жас я уже встретила в региональной политике. Что тогда творилось вокруг меня – это ни в сказке ни пером. Одна подготовка к выборам в Госдуму чего стоила. А ещё таинственная болезнь мужа, потеря его бизнеса, да, много всего. Одно могу сказать – сжатие было очень сильным, но и мы чего-нибудь да стоим. Мы – это прежде всего команда, помогавшая мне и в депутатские, и позднее, в мэрские годы. Её членам я обязана прежде всего тем, что с катушек не слетела, что в тех обстоятельствах было вполне возможным.
Самым жёстким стал, конечно же, четвёртый мушел жас. Мне казалось: ну, что ещё может быть страшнее? Уже всё состоялось: потеря мужа, безработица, метания по Европе. Про репутационные издержки и уголовные дела вообще лучше промолчу. Но нет. Это было совсем не всё, сжатие продолжалось. Спасало то, что вокруг меня опять стали всплывать куда-то исчезнувшие на время мэрства подруги и друзья. Но волшебного пенделя я совершенно неожиданно получила не от них, а от коллеги по Совету Европы. Володя, МИДовский куратор нашей делегации просто сказал: ну, и сколько ты ещё ерундой заниматься будешь, давай уже, иди работай, вышли мне приличное резюме… Так я уехала в Казахстан, из которого (дело прошлое, можно уже сказать) меня чуть было не отозвали через несколько месяцев. И как знать, чем бы закончился мой четвёртый мушел жас, если бы в суде далёкого провинциального города не завершилось полным оправданием участников давнее уголовное дело.
И вот теперь подходит к концу мой заключительный мушел жас. Почему заключительный? С точки зрения теории, конечно, их может быть ещё пара, а то и три, но почему-то всё моё казахское окружение говорило о том, что именно в заключительный мушел жас. Приходящийся на 61-й год жизни, мы закладываем фундамент своего дожития. И чем оно будет наполнено, мы определяем своим поведением.
Только время покажет, выдержала ли я проверку судьбы в свой заключительный мушел жас, который, не скрою, был сложным, но явно не таким трагичным, как предыдущие два. Одно могу сказать – я очень старалась держаться и сдерживаться.
Спасибо всем, кто рядом, кто читает, кто ставит лайки, а особый респект - тем, кто при этом ещё и подписан на мой канал.