[Представленная ниже техника помогает приводить к гармонии три элемента человеческого существования:
• Ум — это желание знать нечто новое и полезное для достижения поставленных целей;
• Воля — это оформление своих целей и прояснение своих ценностей; мысли лучше «работают» на бумаге;
• Дух — это попытка прочувствовать итоги уходящего дня; в году попыток, ожидаемо, будет 365]
1. Дерево — сфера ума
АКТ (терапия принятия и ответственности) — поведенческая терапия, унаследовавшая черты бихевиоризма (клинического анализа поведения). С философской точки зрения, фундамент АКТ — прагматизм функционального контекстуализма (как Х работает? где Х работает?). Во всех формах прагматизма «правда» — показатель полезности того или иного действия/идеи в процессе достижения поставленной цели.
Функциональный контекстуализм (как и другие формы контекстуализма) предлагает сосредоточиться на предсказании и влиянии психологических процессов; с внимательным наблюдением за феноменами (внешними и внутренними) и использованием научного инструментария.
Психологические процессы, — контекстуальные процессы, — рассматриваются как продукт взаимодействия целого организма. Следуя за контекстуальной философией, окружение, поведение, история и поведенческие реакции в процессе терапии должны рассматриваться в их совокупности.
2. Клинок — сфера воли
При анализе собственного поведения, стоит обратить внимание на свои цели; рассмотреть их в контексте.
По большей части людские цели и ценности нагружены культурно-философским багажом, иногда непрояснённым.
Например, С. Пинкер в своей книге про насилие упоминает честь. Честь, говорит С. Пинкер, абстракция, существующая благодаря социуму; люди попросту верят в то, что есть некая «аура, обволакивающая их тело»; аура, уязвимая к насмешкам других.
Ради чести люди стрелялись и погибали; и делали много чего ещё.
Но вот вопрос(ы): что такое честь; красота; сакрльное, etc?
Как говорил Сократ: «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы её прожили». И всё-таки именно так некоторые люди относятся к своей жизни и к своим целям. Они не понимают за какими «знаками» (цели/ценности) они следуют, почему они это делают и какие знаки нужно избрать для достижения благой (конкретно для них) жизни.
Так, в мультфильме «Морской монстр» охотники сражаются с морскими чудищами потому, что «так заведено». Никто из них даже не попытался усомниться в историях, рассказываемых с детства [только в конце мультфильма у героев появились сомнения в своей деятельности].
Прозаик В. Пелевин обыграл слова Гераклита о спящих людях следующим образом: человек действительно научился спать на ходу, что никоим образом не помешало ему существовать в рамках социума — ведь социум и так подобен сонному царствию.
Лишь герой задаётся вопросом — «Почему так сложилось?».
Думается, что наблюдение за самим собой и исправление собственных неточностей мышления — главные элементы благой жизни.
Остаётся только проснуться и задуматься: «Чего я на самом деле хочу и почему?».
3. Иней — сфера духа
«Люди живут во снах, не отличая их от яви.
Не удивительно, что их жизнь подобна жизни бешеной обезьяны».
•Софо-техника — «Дерево-иней-клинок» №1•
29 марта 202329 мар 2023
1
2 мин