Изначально карьера английского художника Джорджа Ромни (1734-1802) развивалась по типичному провинциальному сценарию.
Родом из Ланкашира, на северо-западе Англии, он рано бросил школу, чтобы работать у своего отца, краснодеревщика.
Но в 1755 году его нанял на два года странствующий портретист Кристофер Стил (1733-1767). После чего Ромни решил организовать собственную практику в Кендале, рисуя небольшие портреты в строгом, аккуратном стиле своего учителя.
Ромни переехал в Лондон в 1762 году, а с 1763 года стал выставлялся, хоть и нерегулярно и не в Королевской академии, куда его не пригласили.
Несмотря на очевидные природные способности к рисованию лиц, Ромни обладал более широким кругозором, о чем свидетельствует тот факт, что на выставке 1763 года в Обществе искусств им была представлена картина на сюжет из современной британской истории – «Смерть генерала Вульфа».
Давний интерес к старине и, возможно, растущее осознание неадекватности своего образования побудили его рискнуть потерять свою устоявшуюся клиентуру, чтобы попутешествовать по Италии с 1773 по 1775 год.
По возвращении в Лондон, арендовав дорогой дом, принадлежавший Фрэнсису Котсу, он стал одним из самых востребованных художников города, и это положение, несмотря на свой мизантропический нрав, Ромни сохранял в течение двадцати лет.
Обычно его ставят на третье место, после Рейнольдса и Гейнсборо, среди британских портретистов конца восемнадцатого века. Он был более продуктивен, чем любой из них, и его цены, хотя и были ниже, выросли с пятнадцати гиней за голову и плечи в 1776 году до тридцати пяти в 1793 году.
Мало найдется более грациозных и привлекательных светских портретов, чем полотно, для которого графиня Дерби впервые позировала Ромни 27 ноября 1776 года, вскоре после того, как он поселился на Кавендиш-сквер.
По сравнению с портретом Анжелики Кауфман, этот довольно непритязателен; он мог бы быть портретом в честь помолвки, настолько юной выглядит на нем Элизабет.
Хотя на самом деле леди Дерби к тому времени было уже двадцать три года, она была замужней дамой и у неё был ребенок полутора лет.
Она возвращалась на Кавендиш-сквер пять раз зимой 1777 года и еще пять раз зимой 1778 года.
К моменту своего последнего появления в мастерской художника (4 мая 1778 года), она была готова отказаться не только от своего мужа, но и от огромной социальной роли, которую она недолго при нём играла.
Лучшие женские портреты Ромни радуют глаз: он предпочитал спокойные контуры и множество плавных, мягко моделируемых изгибов.
Здесь мы также видим, как поверхность обладает шелковистой текучестью, а поза и выражение лица леди Дерби предполагают душевное спокойствие, которым она, должно быть, в тот момент не обладала.
Между 1774 и 1778 годами графиню писали поодиночке или в группе – не только Ромни, но и Рейнольдс, Иоганн Цоффани и Анжелика Кауфман.
Портрет Рейнольдса, выставленный в Королевской академии в 1777 году, но ныне известный только по гравюре того же года, был уничтожен графом, его несчастным владельцем.
P.S. Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. (А еще лучше подпишитесь на наш канал и мы будем радовать вас постоянно ;) ).