На Западе о Дайто-рю Айкидзюдзюцу известно немного. Даже в Японии его долгое время считали пережитком довоенной эпохи, в лучшем случае - бедным кузеном его современного родственника Айкидо, но ничто не может быть дальше от истины. Дайто-рю всегда было консервативным и в какой-то степени скрытным боевым искусством. Его самый известный представитель Такэда Сокаку обучал только людей с высоким социальным положением, таких как политики, учителя, полицейские или военные.
До него это искусство принадлежало исключительно клану Айдзу в Японии и никогда не демонстрировалось посторонним. Такеда, вероятно, был одним из последних настоящих воинов. На рубеже прошлого века он проводил время в скитаниях по Японии, принимая вызовы и совершенствуя свои техники владения мечом и дзю-дзюцу против любого, кто был достаточно глуп, чтобы сразиться с ним. Хотя его рост составлял всего 5 футов, его боялись и уважали как великого мастера боевых искусств, и он продолжал путешествовать по Японии, преподавая и распространяя Дайто-рю до 80 лет.
Самым известным учеником Такеды был Морихей Уэсиба, основатель современного Айкидо. На самом деле, если бы не учение Такэды сэнсэя, Айкидо в его нынешней форме, вероятно, никогда бы не существовало сегодня. Уэсиба Сэнсэй изучал это искусство с 1915 по 1937 год и получил сертификат инструктора по этому искусству (Кёдзю Дайри), а также свиток Госинъё но тэ, который в те времена был высшим уровнем Дайто-рю. Фактически до начала второй мировой войны Уэсиба Сэнсэй преподавал Дайто-рю Айкидзюцу в своем собственном додзё. Хотя верно сказать, что между Айкидо и Дайто-рю есть некоторое сходство, поскольку они оба начинаются и заканчиваются вежливостью, а их конечной целью является развитие духа, любви и гармонии, Айкидо Уэсибы является значительно ослабленной формой боя, лишенной первоначальной формы. Айкидо, которое является чисто оборонительным и духовно ориентированным боевым искусством, работает над тем, чтобы слиться и гармонизировать с противником после того, как он начал атаку, в то время как Айкидзюцу Сокаку - это метод рукопашного боя, в первую очередь направленный на немедленное отражение атаки с широким использованием ударов по анатомическим слабым точкам, вывихов суставов, разрывов, бросков и удушений.
Хотя Дайто-рю Айкидзюцу очень малочисленно и его трудно найти, оно сохранилось в первозданном виде с тех пор, как сэнсэй Такэда Сокаку начал распространять это искусство по всей Японии в начале века. Периодически приостанавливаясь во время Второй мировой войны, искусство в его первоначальной форме все еще очень живо в небольшом промышленном пригороде на окраине Токио.
Дайто-рю Айкидзюдзюцу из додзё Синбукан в Токио, вполне возможно, является одним из последних в мире боевых искусств, не тронутых коммерцией и сенсациями. Само додзё находится на 3-м этаже здания строительной компании сэнсэя Кондо. С первого взгляда на здание возникает мысль, что в его содержимом есть что-то уникальное. Рядом со входом находится бронзовая табличка с именем, на которой гордо красуется фамильная эмблема клана Такэда, указывающая всем входящим, что это очень серьезное место, и это определенно не спортивный или светский клуб.
Когда вы входите в здание, вас встречает простой сад дзен, вода капает из полого бамбука в тихий пруд, как ровное биение сердца, указывающее на жизнь и движение. По мере того как вы поднимаетесь по лестнице, с этажа на этаж, образы и звуки современной Японии начинают едва уловимо меняться. Чистые стены из железобетона складываются в острые углы из старого палисандрового дерева, а яркие неоновые цвета и звуки пачинко притупляются до низкого гула и сменяются звуками киай и ударами падающих тел. Когда вы входите в додзе и ступаете на жесткие маты татами, ваш желудок выдает нервозность или страх, а может быть, и то, и другое.
Ученики по-прежнему верны основателю Сокаку Такеда, техники бескомпромиссны, эффективны и смертоносны, их нельзя использовать безответственно. Дайто-рю - элитная школа, достойная своей славы. Здесь нет массового производства черных поясов, а преданный ученик получает личные наставления от мастера и его лучших сиханов. Для иностранных учеников двери теперь широко открыты. С 1988 года Кондо Сэнсэй принимает учеников не из Японии. Хотя Кондо Сэнсэй говорит, что сначала он был против приема иностранных учеников, до сих пор он впечатлен преданностью иностранных учеников в его додзё. Он считает, что если кто-то действительно хочет изучать Дайто-рю, он будет учить в меру своих возможностей, в надежде, что истинная суть этого искусства сохранится на долгие годы. Но преданность делу не начинается и не заканчивается на полу додзё, ведь для того, чтобы овладеть многочисленными техниками, необходимо сначала освоить основы японского языка, поскольку на английском здесь не говорят.
Сам сэнсэй Кондо всю жизнь изучает японские боевые искусства. В свои почти 50 (сейчас Сэнсэю 78 лет - прим. редактора) лет он изучает Дайто-рю уже более 45 лет. Его первым учителем был Хосоно сэнсэй, один из продвинутых учеников Сокаку Такеда сэнсэя. После смерти Хосоно сэнсэя Кондо сэнсэй недолго тренировался у Ёсида сэнсэя, также старшего ученика Сокаку Такеды, и, наконец, у директора школы, сына основателя Токимунэ Такеды. Кондо Сэнсэй - единственный из ныне живущих мастеров Дайто-рю, обладающий лицензией Менкё Кайден, свидетельствующей о том, что все знания были переданы получателю, и Кёдзю Дайри, сертификатом инструктора по этому искусству.
Кондо Сэнсэй получил знания по прямой линии от основателя Сокаку Такэда и в настоящее время является единственным человеком, имеющим право преподавать Дайто-рю. Он чувствует ответственность за преподавание Дайто-рю в том виде, в котором его преподавал основатель, сохраняя его истинную ценность и подлинность, иначе учение семьи Такеда навсегда угаснет в древности. Сэнсэй Кондо является горячим поклонником великого фехтовальщика и каллиграфа Тэссю Сэнсэя и, как и Ямаока Тэссю Сэнсэй, верит в концепцию сюгё - периоды интенсивных тренировок для укрепления тела и духа. Строгая дисциплина и этикет сэнсэя в додзё в сочетании с его бескомпромиссным подходом к преподаванию техник основателя заслужили ему прозвище Дьявол Кондо от некоторых из его коллег, но не заблуждайтесь на этот счет, будучи учеником в Синбукан Додзё сэнсэя Кондо, вы испытываете невероятное чувство, что вы переживаете что-то настоящее, что-то осязаемое, настоящий кусочек японской культуры и боевой истории, а не просто горячий котел из техник дзюдо и каратэ, украденных из законных школ и названных дзю-дзюцу, что, похоже, является тенденцией многих западных современных школ.
Автор статьи - Энди Дикенсон, один из первых иностранных учеников Сэнсэя Кондо.
Перевод и редакция - Станислав Копин.