Найти в Дзене
Новый учитель

Как мы открыли школу в ночную смену

Оглавление

Школа-интернат в Яр-Сале — самая большая в России, там учится около 2000 детей, около половины из них — дети ненцев. Их родители ведут кочевой образ жизни в тундре, а дети живут в интернате. Школа находится на территории субарктической тундры за Полярным кругом и стоит изолированно, добраться туда можно вертолётом или кораблём. Уже полгода, как команда из девяти педагогов и одного завуча работает здесь по программе «Учитель для России». Недавно они открыли школу в «Ночную смену», так называлось самое необычное мероприятие, которое старшеклассники подготовили вместе с учителями.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

О контексте

Особенность наших учеников в этой школе — они общаются в «кастах», — поясняет Виталина Шурыгина, завуч школы, участница «Учитель для России». Есть мотивированные успешные дети из благополучных семей, из раза в раз выступающие на всех концертах, участвующие во всех конкурсах. Совсем небольшая кучка, большинство же детей остаются не вовлечены. Есть ещё дети группы риска, в школе их не меньше 10%, а то и больше. То есть каждый десятый ребёнок курит, пьёт, состоит на учёте. Дети так и дружат кастами: хулиганы привыкли, что они плохие и что их все ругают, а дети с более благополучным прошлым избегают неуспешных групп и чувствуют своё превосходство. Между классами общения очень мало.

Есть дети, которые вместе с родителями ведут обычный образ жизни и живут в посёлке, а есть те, кто живёт в интернате по его режиму. Между детьми из интерната и детьми из посёлка чувствуется противостояние. Они развиваются в неравных условиях, и это неминуемо приводит к последствиям. Например, ученики из интерната достигают меньших образовательных результатов, хуже читают (хотя говорят свободно на двух языках), у них специфичный кругозор. Это не значит, что они менее способные. Просто им нужно больше поддержки, чтобы адаптироваться к городской жизни. Они до 7 лет жили в чуме и учились пасти оленей, пока поселковые дети готовились к школе и развивали свою насмотренность. А ещё у интернатских детей мало свободы. Каждый день проходит строго по расписанию, не разрешены телефоны, часто одинаковая одежда, без выбора. Если в школе проводится мероприятие, которое накладывается на график интерната, этих ребят на праздник не отпускают, даже если они сильно хотят. В итоге на праздник попадают только поселковые дети.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

Зачем была нужна «Ночная смена»?

«Ночная смена», которую мы придумали для старшеклассников, должна была перемешать касты. Мы хотели сделать мероприятие, которое ученики сами наполнят тем, что им нравится, где они могут свободно выбирать активность, которой займутся. Мы делали мероприятие не для галочки, а потому что нам всем от него классно. Так мы развиваем авторскую позицию детей, прислушиваемся к их запросам и инициативам, снижаем напряжение от принудиловки и показываем, что школьные мероприятия могут быть крутыми. Да, мы позвали самых заядлых хулиганов в ночную смену в школу. Зачем? Чтобы показать, что бывает иначе, что школа и учителя могут быть другими.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

Подготовка

Если театр начинается с вешалки, то мероприятие — с оформления. Оформить всю школу в одиночку за неделю практически нереально. Тем более, что здесь нет быстрой доставки онлайн-магазинов. Покупка на Ozon или Wildberries будет идти в хорошее время 12-14 дней, так что приходится делать заказ в Салехард, а потом просить коллег из города отправить бесценную крафтовую бумагу, цветной скотч и краски с попутчиками по зимнику — накатанной за зиму дороге поверх замерзшей реки. Когда заказ сделан, остается умолять метель не подниматься, чтобы транспорт мог проехать. Школу удровцы оформляли вместе с учениками, на переменах, до и после уроков. Лиза Барышникова поделилась, что чувствовала себя дирижером прекрасного и живого оркестра. Готовить школу к ночной смене дети помогали не только в оформлении. Среди учеников набралось 60 волонтеров.

День накануне выдался не из легких. Всю неделю мы оставались до поздних вечеров, чтобы что-то доделать, а конца видно не было. Наш кабинет превратился в колл-центр, где старшеклассники — любимые наши хулиганы из интерната — обзванивали родителей поселковых учеников и проверяли, заберут ли детей вовремя. Тут же их одноклассники складывали из крафта ведерки для попкорна и бабочек (нашей тематикой была весна, на Ямале её не хватает). И это всё в вечернее время после уроков! За сбор и привлечение волонтеров отвечала Ольга Евгеньевна, учительница английского из нашей программы.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

Школа в ночную смену

На входе в школу стоят старшеклассники из числа интернатских детей, все они в прикольных фиолетовых шапочках, шутят и смеются. На втором этаже — толпа взбудораженных и радостных подростков. Шквала аплодисментов, восторженных криков здесь не было слышно уже давно. И когда они обрушились на зал, учителя для России почувствовали каждой клеточкой — «получилось». Полторы сотни старшеклассников из всех «каст» пришли в субботу вечером в школу, потому что захотели этого сами, у них был выбор и никто их не заставлял.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

События в школьных кабинетах сменяли друг друга. Лена Шувалова, ещё одна участница из «Учителя для России», отвечала за площадки. Был фризлайт, где ребята могли попробовать свои силы в красивых фотографиях на длительной выдержке. В комнате по мотивам «Гарри Поттера» ученики рвали старые сборники ОГЭ и составляли коллаж из обрывков, превращая то, что их пугает, в нечто прекрасное (помните боггартов?). Любителей тусовок ждал Just Dance, где можно танцевать и повторять движения (такое убирает стеснение даже у тех, кто не умеет танцевать), дискотека, гитарный вечер, караоке, кино, короткометражки, приставка и мафия. Неожиданным ходом был «Комната тишины» для релакса со специальным песком и противоположная ей «Дестрой» со старой посудой и техникой, которую можно было разбить (ох, даже взрослые о таком мечтают временами). Кстати, о взрослых. Администрация школы и наш партнер в лице Ямальской библиотеки без проблем пошли на контакт, а в субботу вечером для безопасности на дежурство заступили коллеги, не задействованные в организации площадок.

Под конец «Ночной смены» организаторы и участники собрались в актовом зале, чтобы сказать друг другу спасибо и поделиться мыслями. В какой-то момент старшеклассник, без преувеличения, держащий в страхе всю школу, взял микрофон у ведущего и сказал: «Спасибо вам всем за то, что вы здесь. Но самая большая благодарность организаторам, взрослым и детям, которые сделали «Ночную смену» такой. Подобного у нас еще не было». Аплодисменты. Крики. Ком в горле.

Фото Лизы Барышниковой
Фото Лизы Барышниковой

Получилось ли?

Возвращаясь к вопросу «а справились ли удровцы?», можно сказать точно — да. Дети, живущие в интернате, смогли быть на мероприятии. Старшеклассники с нюансами в учебном и внешкольном поведении увидели, что может быть классно без привычных им пьянок и драк. Ребята всё сделали сами и для себя, а учителя для России просто были рядом. Таксистам в тот вечер досталась обратная связь от поселковых детей и их родителей, когда те возвращались из школы. Дети из более благополучного контекста тоже сказали, что ничего подобного с ними не случалось, и светились улыбками. Считаем, это безоговорочная победа.

А вы?

Репортаж и фотографии: Елизавета Барышникова, учитель биологии и географии, участница программы «Учитель для России» в Яр-Сале.