19.06.42 В 2.30 немецкий морской штаб пришла радиограмма с торпедного катера S-102 «Потоплен транспорт 3000 тыс. т. в квадрате 5585».
18 июня в 01.00 транспорт «Белосток» в охранении базового тральщика «Якорь» и пяти морских охотников прибыл из Новороссийска в Севастополь. Про бывший испанский пассажирский лайнер "Ciudad de Ibiza" мы уже рассказывали.Он был построен 03.1933 г. (Union Naval de Levante S.A., Валенсия, Испания). Принадлежал испанской Средиземноморской компании ("Trancmediterrania Сompania”). Потом злое Испанское правительство изъяло лайнер у хозяев и заставило ходить в СССР. На каком основании изъяло? Хотя бы на том, что если вскрыть подноготную испанского мятежа, то в числе его главных финансовых доноров окажутся почти все хозяева "Trancmediterrania" окажутся в "топе" этого списка. Ладно, это история отдельная.
«Белосток» ошвартовался у причала холодильника и к утру закончил выгрузку. Вскоре противник начал обстреливать транспорт из тяжелой артиллерии. Налетели самолеты, и транспорт получил две небольшие пробоины ниже ватерлинии, которые удалось заделать. Вечером, приняв на борт 500 раненых и 200 эвакуированных, транспорт «Белосток» (командир старший лейтенант Т.П.Рымкус, сменивший гражданского капитана И. М. Письменного) в охранении базового тральщика «Якорь» (командир старший лейтенант И.В.Коровкин) и пяти сторожевых катеров в 21.30 вышел из Севастополя в Туапсе.
Транспорт был поврежден еще до выхода. С рассветом в севастопольском небе появилась вражеская авиация, начала обстрел причалов тяжелая артиллерия. Сильный ветер постоянно сносил в сторону выставленную в бухте дымовую завесу. Несколько авиабомб попало в причал. На «Белостоке» был частично разрушен ходовой мостик, возникли пробоины ниже ватерлинии и другие повреждения.
Около 2 ч ночи 19 июня в 20 милях южнее мыса Фиолент его атаковали торпедные катера противника. От одной торпеды командиру удалось уклониться, но другая настигла судно. Взрывной волной Т. П. Рымкуса сбросило с мостика и придавило мешками с песком. Когда командир выбрался из-под них, теплоход быстро погружался в воду и через несколько минут затонул. Конвои столкнулись с новой опасностью: торпедными катерами.
Удивляет другое: пять морских охотников, обладая большой скоростью хода и солидным вооружением (в сумме десять 45-мм пушек и десять крупнокалиберных пулеметов), не смогли дать отпор группе немецких торпедных катеров.
Всего катерам сопровождения удалось поднять из воды 79 членов экипажа вместе с командиром теплохода, 75 раненых и 3 эвакуируемых. Остальные моряки и пассажиры погибли.
Немцы пишут о том, что первый заход был неудачным. S-102 одной торпедой промазал по «эсминцу» (скорее всего тральщик «Якорь»). S-72 двумя торпедами промазал по транспорту. S-72 двумя торпедами промазал по «эсминцу», и только в конце S-102 одной (последней) торпедой попал по «Белостоку».
Интересно, что пополнение торпедами у немцев идет именно в Констанце, и в 10.30 три катера уже подходили к этому порту, а S-40 прибыл в 14 часов. Катер при пуске торпеды помял винт, и нуждался в ремонте. На следующий день (20.06.1942) 5 катеров вышли в обратный путь (в 12.30).
МАС-571 в 22 часа двумя торпедами потопил юго-восточнее м. Ай-Тодор советскую подводную лодку типа «Щука».
Щ-214 была подводной лодкой Х проекта (командир - капитан 3 ранга В.Я.Власов) Подводная лодка успела совершить 5 боевых походов.
Потопления:
- Турецкий парусник «Чайнакдере» — 3 ноября 1941, артиллерией
- Итальянский танкер «Торчелло» (3336 брт) — 5 ноября 1941
- Турецкий парусник «Каральтепе» («Тепе») (350 брт) — 1 января 1942, артиллерией
- Турецкий парусник «Хударвендигар» (96 брт) — 29 мая 1942, подрывными патронами и тараном
- Турецкий парусник «Махбубдихан» (85 брт) — 31 мая 1942, подрывными патронами и артиллерией
- Турецкий парусник, название неизвестно (около 100 брт) — 2 июня 1942, подрывными патронами
В июне стояла на линии доставки грузов в Севастополь. Во время последнего рейса лодка всплыла в "традиционном" месте для подзарядки аккумуляторов, но...
Противник давно засек место "передышки" наших лодок, и торпедировал ее. Электрик лодки Д.Плешаков и моторист Н.Полтавцев, находившиеся на мостике наблюдателями, после гибели лодки Щ-214 были подобраны из воды, погибли 33 члена экипажа.
Если не считать потопления, то у итальянцев этот день тоже был не особо удачным.
В 13.00 лодки СВ-2 и СВ-3 были серьезно повреждены осколками авиабомб во время налета советской авиации. По заявлению командиров ремонт в Ялте невозможен. Принято решение отправить лодки в Констанцу на ремонт.
Немцы начали активно агитировать румын, побуждая активнее использовать их лодку «Дельфинул», но капитан цур Зее Бардерску сказал, что готовность лодки к выходу – не ранее 22 июня.
20.06.42 Немецкие катера на переходе из Констанцы, атаковали подводную лодку М-111, но безуспешно (на лодке был поврежден перископ, и она была вынуждена вернуться.
21.06.42 флотилия немецких торпедных катеров вернулась в Ак-Мечеть. (S-27, 28, 40, 72, 102). Из Ялты дежурила одна лодка СВ-6. Две лодки отправлены на ремонт в Констанцу. Утром один катер МАС и два МТМ выходили к мысу Форос. Вечером вышло два катера (МАС 571 и 572)
Немецкие шнельботы отдежурив у Севастополя, ушли в Скадовск, т.к. на базе в Ак-Мечети закончилось топливо. На следующий день катера снова вышли на дежурство к Севастополю.