Довольно часто наличие в кадре каких-то киноляпов воспринимается как показатель плохого качества фильма. Вспомните, какой шум стоял из-за стаканчика кофе в из какого-то там игропрестольного сериала. Вот что писали в сети на эту тему? "Какой кошмар, как халтурно относятся к съёмкам, какой ужас", ну и так далее.
Но на самом деле, просто невозможно снять фильм без киноляпов. Потому что съёмки - это невероятно сложный процесс, который идёт месяцами, на огромных площадках, с огромным количеством людей, всё снимается не по порядку, а зачастую ещё и в разных вариантах, да ещё и по несколько дублей. Неудивительно, что при таком раскладе какие-то вещи проникают в кадр, за ними просто невозможно уследить. А порой, даже если уследить получается, то всё равно делается выбор в пользу того, чтобы оставить их в кадре. Да, не удивляйтесь, многое из того, что мы видим и считаем режиссёрским промахом, оставлено там намеренно.
Например, вы когда-нибудь замечали, что пластиковый торт на дне рождения Бильбо реально загорелся? Просто посмотрите, какими маленькими огоньками горят свечки по-нормальному, и как всё полыхает чуть позднее. Но Йен Холм выдал настолько хороший дубль, что режиссёр посчитал, что именно эти кадры можно оставить в итоговом фильме, где можно - там спрятать полыхающий торт за крупным планом, а где не получается - ну, пусть так и остаётся. Никто не станет задумываться, почему Бильбо произносит свою фразу про "половину из вас я знаю вполовину хуже..." в дыму. Мелочи жизни.
И, да, Питер Джексон в этой ситуации оказался абсолютно прав - мы не особо обращаем внимания на то, что происходит с тортом в редких кадрах его славы, мы просто знаем, что он где-то там есть, а наше внимание приковано к тому, что говорит Бильбо, к его взаимодействию с другими хоббитами. Горящий торт - ляп? Да. Сделал ли он сцену хуже? Да как-то нет.
Мой любимый пример в этом плане, кстати, тоже из фильма "Властелин Колец". Смотрите, вот Арагорн на лошади произносит вдохновляющую речь перед битвой, а потом он, раз, и уже бежит в бой пешком. У нас тут целая лошадь пропала, а мы ещё что-то говорим про стаканчик кофе!
Когда вот вы заметили этот момент? На пятый просмотр? Десятый? Или вообще только сейчас? А почему? Да потому что кино интересно смотреть. Мы вместе с гондорскими и роханскими солдатами слушаем Арагорна, мы вместе с ними боимся стоящей перед нами армии орков, и вместе с Арагорном роняем слезу на фразе: "За Фродо!", и вместе с ним бежим в отчаянный последний бой. И команде операторов-монтажёров достаточно провернуть пару простеньких трюков, чтобы мы не обратили внимания на исчезновение лошадей (именно эти трюки, кстати, показывают, что вот этот ляп тоже оставлен намеренно - видимо, так получилось, что два лучших дубля Вигго Мортенсена оказались в разных вариантах сцены, поэтому пришлось из них сшивать один, пусть и с ляпом).
Что за трюки? Да ничего сверхъестественного. Первый кадр - камера едет слева направо, а это значит, что мы смотрим в правую часть экрана - там ведь появится что-то новое. И да, там Арагорн поднимает меч, а наравне с ним появляется больше яркое пятно в виде Ока Саурона, которое, к тому же, ещё и обрамлено направляющими линиями - свет, горы, и даже грязь на земле, всё буквально ведёт нас к нужной точке.
Смена ракурса, но яркое пятно света находится буквально там же - чтобы центр нашего внимания был на нём.
Несколько крупных планов (без ног и с центром внимания в верхней части, на лицах), чтобы у нас было время забыть прошлые кадры...
И, вуаля, ещё один кадр, где буквально всё в нём говорит, куда нам надо смотреть - в верхнюю часть, чтобы мы не цеплялись глазами за то место, где под Арагорном должна быть лошадь. И потому что нам реально интересно, что происходит, мы смотрим именно туда, и совершенно не обращаем внимания на нижнюю часть экрана. Ну нет там лошади и нет, кому какая разница, интересно же.
Если посмотреть на полноразмерный кадр с Дейнерис и кофе (или на всю сцену с ней), то внезапно обнаружится, что там всё не так уж плохо - стакан пусть и видно, но он стоит в стороне, в другой части экрана в это время взаимодействуют персонажи, есть какое-то движение, рассказывается какая-то история. Просто, видимо, довольно большому количеству зрителей эта сцена была настолько неинтересна, что их мозг просто начал развлекать себя, рассматривая те области кадра, куда он, по-хорошему, и не должен быть смотреть. И именно поэтому, кстати, этот стаканчик и пропустили - монтажёру-то эта сцена была интересна, как минимум, по работе, вот его внимание и было занято той частью кадра, в которой и происходит вся движуха, а мелкие детали в оставшейся части кадра он пропустил. Как должны были пропустить и зрители, но, увы.
В общем, киноляпы не делают фильм плохим. И если мы их замечаем во время просмотра, то это признак того, что фильм по каким-то другим причинам скучный достаточно, чтобы у нас появилось свободное время для того, чтобы их замечать.