Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Мари-Жозе Нат: "Скрипки бала" и "Супружеская жизнь"

"… На фестивале в Каннах премия за лучшее исполнение женской роли была присуждена французской киноактрисе Мари-Жозе Нат за роль в фильме Мишеля Драша «Скрипки бала». В этой картине война, Франция, оккупированная нацистами, увидены глазами ребенка. Параллельно развивается история сегодняшняя: мальчик стал кинорежиссером и задумал поставить фильм о своих детских воспоминаниях. Мари-Жозе Нат исполняет две сложные роли — матери маленького героя и жены режиссера... Советскому кинозрителю Мари-Жозе Нат известна по фильмам «Улица Прери» и «Супружеская жизнь».

Творческая судьба Мари-Жозе не похожа на шумный взлет многих современных кинозвезд, сопровождаемый скандальным вниманием прессы; это скорее упорное и длительное восхождение на вершину мастерства. Хотя начало ее карьеры и сходно с популярным стереотипом актерской удачи. В шестнадцатилетнем возрасте Мари-Жозе, которая жила на Корсике и была пятым ребенком в семье, победила в письменном конкурсе юных любительниц кино, организованном одним из иллюстрированных журналов. Вознаграждение — поездка в Париж и съемки для «фоторомана», который готовился опубликовать журнал. После этого «дебюта» вся семья, уверовав в талант дочери, переезжает в Париж. Начинаются трудные годы: жили в гостинице, отец работал ночным сторожем. Но зато Мари-Жозе училась на драматических курсах. Чтобы платить за учение, девушке приходилось позировать для журналов мод.

Постепенно ее начали приглашать на небольшие роли в кино и на телевидение, она снялась в «Преступлении и наказании» режиссера Жоржа Лампэна, работала в театре. И вот ее заметил Жан Габен и предложил сняться вместе с ним в кинофильме «Улица Прери» режиссера Дени де ля Пательера. С фильмом пришло и признание.

Мари-Жозе Нат снимается в «Истине» Клузо, в «Супружеской жизни» Кайатта, «Сентиментальном воспитании» Астрюка, «Любви француженки» Рене Клера.

На съемках кинофильма «Амелия, или Пора любви» она познакомилась с режиссером Мишелем Драшем, который становится ее мужем. Вместе они создают киноленту «Элиза, или Настоящая жизнь» по одноименному роману Клер Эгевери, посвященную судьбе алжирцев во Франции в годы колониальной войны, где Мари-Жозе Нат играет рабочую-француженку, связавшую свою судьбу с алжирским юношей, патриотом своей страны. Фильм создавался в условиях финансовых трудностей, затем долго не удавалось добиться его выпуска на экран. Но в конечном счете «Элиза» имела огромной успех у публики. Не случайно именно эту роль Мари-Жозе считает самой любимой из сыгранных ею» (Карлов А. Цельность и простота // Советский экран. 1975. № 2. С. 14-15).