Найти в Дзене
Айта Лузгина

Как весь мир покорила подписка?

Если вы подойдете к человеку на улице и спросите его, есть ли у него подписка на какой-либо сервис, вы наверняка услышите «да». Эта бизнес-модель покорила рынок невероятно быстро, однако многие уверены, что эта отрасль достигла своего пика. Как появилась эта модель? В чем ее сила и привлекательность? И почему многие сейчас боятся, что подписка может покорить все индустрии? Digital-агентство «Интериум» решило разобраться в этом.

Подписка подразумевает под собой получение доступа к определенным продуктам или услугам по установленным правилам, которые подразумевают периодический (обычно ежемесячный или ежегодный) платеж за услуги. Раньше распространена такая модель была среди издательств — в виде подписок на газеты, журналы и книги. Мы также встречали такой вид продукта под именем «абонемент» — например, мы покупали абонементы на доступ к спортивному залу. Это весьма удобный способ ведения дела, ведь в независимости от интенсивности использования человеком данных услуг, потребитель платит за определённый период пользования. Такая модель была взята на вооружение многими западными компаниями в начале нулевых, выстрелила же эта модель только недавно.

Сейчас, по некоторым оценкам, среднестатистический человек (в Соединённых Штатах) тратит около трёхсот долларов на ежемесячные подписки. Наибольший успех такая бизнес-модель получила среди компаний, производящих программное обеспечение. Подписка на использование программ вроде Photoshop, подписка на ОС типа Windows, подписка на безграничный доступ к музыке, фильмам, или подписка на доступ к экосистеме и кешбеку вроде отечественного Яндекс+. Однако, успех такой модели пытались перенять и производители других продуктов — подписки на доставку еды, кофе, определенной одежды и даже жилья. Явно читается тренд на расширение использования этой модели

Так что же так привлекает бизнесменов и инвесторов?

В первую очередь это предсказуемость. Намного легче предсказать продажи, когда у бизнеса есть определенная аудитория подписчиков, которые будут готовы оставаться с твоим бизнесом долгое время при низкой цене. Покупателя привлекает удобство и низкая цена на то, что в противном случае стоило бы уйму денег при покупке «за один раз». Платить определенную низкую стоимость гораздо удобнее, и кажется не таким затратным. Однако люди часто недооценивают, какое количество денег они могут отдать за год использования множества подписок. Помимо предсказуемости стоит отметить, что такая модель позволяет с большей уверенностью распределять доходы, а также отношения с клиентами в форме подписки позволяют повышать лояльность тех самых клиентов, что создает постоянную базу покупателей. Все это привело к ситуации, где владение товаром заменилось доступом к нему.

Иногда идеи по внедрению доступа по подписке доходят до абсурда – так БМВ в прошлом году выпустила опцию подогрева сидений по подписке. Хотя многие уверены, что уже сейчас большинство таких компаний достигли своего пика, недобросовестное внедрение подписок там, где они кажутся абсолютно искусственными и не нужными, вызывает много опасений. Компаниям выгодно ждать от аудитории фиксированный доход. Это также позволяет компаниям следить более пристально за потребительским поведением и подстраиваться под аудиторию.

В российском сегменте для таких моделей еще явно есть пространство для роста, однако хорошо бы, чтобы для них был и потолок.