Вступивший в состав флота броненосец "Двенадцать Апостолов" принадлежал к броненосцам малого водоизмещения. На Балтике таковым являлся "Гангут" водоизмещением 6592 т, спущенный на воду в октябре 1890 года. Существенной особенностью "Двенадцати Апостолов", ставившей его выше даже таких броненосцев большего водоизмещения, как "Александр II", "Николай I" и английских класса "адмиралов", составлял его нижний 305-мм каземат длиной 65,2 м. Подобный каземат имелся и на "Гангуте", но он при наличии 406-мм брони пояса имел длину 19,2 м и защищался лишь 127-мм броней, что не обеспечивало должной защиты ни машин, ни котлов.
Еще в сентябре 1890 г. после установки на новых кораблях артиллерийского и минного вооружения специальная комиссия контр-адмирала И. М. Дикова провела их сравнительные испытания. В безостановочной гонке (не доводя, правда, давление пара до предельного) от Севастополя до Ялты и обратно корабли показали следующие скорости: минные крейсера "Казарский" и "Капитан Сакен" 20,16 и 17,35 уз., миноносцы "Адлер" и "Анакрия" 20,37 и 19,1 уз.
Османский фрегат "Эртугрул", который отплыл в Японию потерпел крушение.
"Так ему и надо, - подумал Алексей Александрович, - я и сам потерпел крушение на фрегате "Александр Невский". Мало приятная картина, я Вам скажу".
В сентябре флот пополнился новыми минными крейсерами. Три из них "Абрек", "Лейтенант Железнов", "Капитан Авинов" построены в Кронштадте, а три "Полковник Манто", "Федюхины высоты" и "Малахов Курган" в Севастополе и Николаеве.
Из внешнеполитической информации Алексей Александрович отметил сближение Болгарии и Австро-Венгрии.
"Видимо, их дипломаты хотят изолировать Грецию, где базируется наш флот", - решил генерал-адмирал.
Он тут же посчитал, что появилась возможность построить кораблей, общим водоизмещением на 7000 тонн.
Технический комитет предоставил проект броненосца береговой обороны "Благополучие", но в 4000 тонн уместились лишь пара 9" орудий и четыре 120-мм. Скорость была посредственной в 19 узлов, впрочем, как и броня, хоть она и была стальной.
Решено, было заложить четыре минных крейсера с расходом на строительство 457 тысяч в месяц, а на оставшихся мощностях заложить еще три миноносца типа "Виндава".
В конце осени 1890 года, появились проекты от конструкторов на бронепалубный крейсер в 3500 тонн, видимо потренировались на "Витязе" и "Рынде". Но встал вопрос:
"Что лучше построить один такой крейсер или семь миноносцев?"
Для того, чтобы ответить на него Алексей Александрович, который за год стал совсем другим человеком, решил вспомнить, сколько сейчас кораблей в отечественном, для него, флоте, и сколько у потенциальных на сегодняшний день врагов Австрийцев и Японцев. В Русском императорском числилось 11 броненосных кораблей, 8 броненосных фрегатов, 21 бронепалубный крейсер (сюда включены как минные крейсера, так и канонерские лодки) и 22 миноносца. У Японцев имелось и было в строю: 5 броненосных кораблей, 10 броненосных фрегатов, 24 канонерки и корвета и 30 миноносцев. У бывшей империи Габсбургов имелось: 12 броненосных кораблей, 27 фрегатов, всего 5 канонерок и 6 миноносцев. Решение напрашивалось само собой о постройке 11 миноносцев. Во-первых все доки были заняты, а во-вторых миноносцы можно строить на небольших стапелях.
Генерал-адмирал распорядился выделить 954228 рублей ежемесячно на строительство 11 миноносцев. Они должны быть готовы через полгода, вместе с тремя новыми броненосцами.