Найти тему
Дзынь-дзынь

Василий Авченко – Тотальный автор

После биографии Александра Фадеева продолжаю знакомиться с творчеством Василия Авченко.

«Дальний Восток: иероглиф пространства» - упоительная книга. Можно читать с любого места, открыл – и погрузился в наслаждение. Стиль у автора – телеграфно-лаконичный, афористичный, поражает сочетание несочетаемого, обороты XVII века чередуются с компьютерными терминами.

Многое узнаешь впервые, ранее невиданное, неслыханное, нечитанное, многое хочется выписать на цитаты. Оригинальные высказывания, порой парадоксальные.

Хребет страны – протянувшийся на 9288 км стальной Трансиб, продублированный для прочности асфальтовой лентой и перекрещивающийся с Енисеем. Вот она, наша декартова система координат с точкой отсчета в Сибири. Наш крест.

Как ни странно, самая западная точка России находится не в Калининграде, а на Чукотке, потому что восточная часть Чукотки лежит уже в западном полушарии.

Вот над какой империей никогда не заходит солнце. Интересно автор пишет о чукчах, единственном народе, не побежденном русскими в бою.

Трудно найти более небуржуазный народ. Отважное меньшинство, северные пассионарии, отмороженный арктический спецназ, дикая дивизия заполярных Давидов, защищающих свою Брестскую крепость.

Разделы книги повествуют об освоении Дальневосточья, его богатствах, мореходстве и авиации, войнах, стычках, конфликтах. Самое главное сокровище края – люди, и говорить о них автор не устает. Первопроходцы, основатели, громкие имена и безымянные. Среди подзабытых Анна Ивановна Щетинина - капитан судна в двадцать семь лет, единственная женщина в таком звании. Женщин-космонавтов набралось предостаточно, а вот подобной больше не было. Грозный снайпер Сталинграда – тихоокеанец Василий Зайцев, не меньше заслуг у якута Федора Охлопкова, хамнигана Семена Номоконова, эвенка Ивана Кульбертинова.

Они не занимались на курсах Осоавиахима, не знали терминов «превышение траектории», «деривация», «угловая минута» не умели применять для расчета синусы и косинусы, но стреляли без промаха. Знали, как выслеживать зверя, маскироваться, ориентироваться, умели бесшумно подкрадываться, выбирать позицию, могли часами неподвижно лежать в засаде, не обращая внимания на мороз, голод, боль.

Не забыты геологи, открыватели золота, алмазов и менее звонких, но более полезных ископаемых: олова, вольфрама, кобальта.

Уроженцы Дальнего Востока, служившие, воевавшие, работавшие, приехавшие, иногда не по своей воле, – страницы пестрят знакомыми фамилиями. Писатели Чехов, Гарин-Михайловский, Фадеев, Гайдар, Пришвин. Географы Черский, Пржевальский, Арсеньев. Комсомольск-на-Амуре строил Алексей Маресьев, в Приморье служили легендарные Каманин, Покрышкин, Кожедуб. Отец самбо - Василий Ощепков - родился на Сахалине, предки Виктора Цоя родом из Владивостока, как и американца Юла Бриннера.

Книга – настоящий гимн. Невозможно объять необъятное, но главное Василий Авченко высказал - любовь к Родине, неразделимость России.

Россия не видит берегов.

У нас нет границ – только горизонты.

Быть гражданином мира неплохо, но я не очень понимаю, что это такое. Слишком принадлежу этому, своему, нашему пространству