Найти в Дзене
Александр Долгих

Ил-96 ― почему на нём летает только Путин и его не используют для массовых перевозок пассажиров

Оглавление

Стремительное увеличение численности пассажиров на маршрутах дальнего следования требовало создания большого дальнемагистрального авиалайнера. С помощью такого самолёта с увеличенным размером фюзеляжа планировалось разгрузить аэропорты и сделать рейсы более выгодными экономически. Советский Союз, перенимая опыт других стран, принял решение о создании авиалайнера Ил-96.

Особенности и преимущества Ил-96

Самолёт ИЛ-96 создан на базе Ил-86. Это первый пассажирский дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер в СССР (он же оказался и последним). Такой самолёт для авиалиний большой и средней протяжённости спроектировали в КБ Ильюшина в 1980-е годы. Свой первый полёт он выполнил в 1988 году.

Строительство Ил-96 в Воронеже.
Строительство Ил-96 в Воронеже.

Эта воздушная машина рассчитана на дальность полёта до 9000 км, она, в различных модификациях вмещает до 435 пассажиров в 2 или 3 салонах (классах). В серийное производство Ил-96 поступил с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО). С 1988 года по 2021 год изготовлено более 30 самолётов Ил-96. Примечательно, что у данного воздушного судна никогда не было аварий с человеческими жертвами, а до 2010-х ― вообще каких-либо серьёзных происшествий.

Конструкция Ил-96

Ил-96 по конструкции ― цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с турбовентиляцией, 4 двигателями, размещёнными под крыльями, стреловидным крылом, однокилевым оперением. В данной машине использовались советские, а позднее ― российские двигатели ПС-90А. Как и в Боинге 777, в широкофюзеляжном Ил-96 сделано 2 прохода между 3 рядами кресел (по 9 мест в ряд). На нижней палубе размещаются специальные отсеки для различных видов грузов.

-3

На Ил-96 используется специализированный пилотажно-навигационный комплекс, позволяющий управлять лайнером экипажу из 3-х человек. Это первый из самолётов, сделанных в СССР, оборудованный электронной системой управления полётами.

Именные самолёты Ил-96

Многие из авиалайнеров Ил-96 до сих пор называют именами известных советских лётчиков, космонавтов, авиаторов. Среди них ― самолёт «Валерий Чкалов», после завершения срока эксплуатации преобразованный в тренажёр, «Алексей Майоров», на базе которого сейчас создают летающую лабораторию для учебного центра ПАО «Ил», «Владимир Коккинаки» и «Яков Моисеев», переданные в лизинг авиакомпании «Cubana» на Кубу, «Николай Карпеев», сгоревший в Шереметьево, а также «Михаил Водопьянов», «Станислав Близнюк», «Михаил Громов», «Генрих Новожилов», «Валерий Меницкий», «Михаил Решетнёв», «Вячеслав Саликов».

-4

Происшествия с Ил-96: столкновение с птицами

С самолётом Ил-96 никогда не случались серьёзные аварии. Первым значимым происшествием были проблемы при взлёте президентского самолёта Ил-96-300ПУ. Как сообщалось в российских СМИ, 29 сентября 2004 года самолёт взлетал в международном порту Лиссабона, где столкнулся со стаей птиц (вероятнее всего, это были голуби или чайки). Взлёт воздушного судна прервали, самолёт отправили на стоянку для осмотра на предмет повреждений.

Прибывшие из Москвы российские техники обследовали лайнер уже на следующий день. Они выяснили, что взлёт пришлось отменить не из-за столкновения с птицами, а попадание на приборную панель конденсата от трубок СКВ. Двигатели работали в режиме взлёта, но оборудование отображало, что двигатели не вышли на взлёт.

-5

Данный случай бы остался не замеченным, если бы не споттер Мигель Клаудио из Португалии. Именно его фото привлекло внимание журналистов. Сам президент Владимир Путин в тот день в самолёте отсутствовал: он тогда был в Саратове.

Запрет на полёты Ил-96 и президент на борту

В 2005 году, 2 августа, Владимир Путин был с официальным визитом в Финляндии, в городе Турку. В тот день самолёт с президентом на борту не взлетел оттуда, так как во время руления обнаружилась неисправность по технической части. Владимира Путина сразу же пересадили в резервный Ил-62.

У данного инцидента были последствия. С 22 августа Федеральная служба по транспортному надзору запретила полёты всех Ил-96 на неограниченный срок. Причиной был отказ тормозных систем колёс, произошедший 2 августа. Федеральная служба объявила, что узел УГ151-7, являющийся важной частью колёсных систем, имеет производственный брак и не соответствует заявленным характеристикам. Указанный агрегат производился в Балашихе, на литейно-механическом заводе. Детали для замены производились на московском заводе НПО «Молния».

-6

В итоге авиакомпании, использующие Ил-96, понесли колоссальные убытки. Больше всех пострадал «Аэрофлот». В октябре директор ВАСО, где производился Ил-96, был уволен, а полёты Ил-96 ― возобновлены, после уже 42-дневного запрета.

Возгорание Ил-96

3 июня 2014 года уже выведенный из эксплуатации Ил-96-300 внезапно начал гореть. Он принадлежал компании «Аэрофлот» и находился в аэропорту Шереметьево на технологической стоянке. Авиасудно полностью выгорело изнутри: самопроизвольное возгорание началось в кабине пилотов. Человеческих жертв не было. Восстановлению лайнер не подлежал, потому то, что осталось от корпуса, в начале 2015 года утилизировали в виде металлолома.

-7

Почему Ил-96 не используют для пассажирских перевозок

Сейчас Ил-96 практически не используется для массовых перевозок пассажиров. С 1996 года это так называемый «борт №1», на котором когда-то летал Борис Ельцин, а в современном времени ― Владимир Путин. Ещё три авиалайнера Ил-96 эксплуатируются на Кубе.

Фото: Airliners.net
Фото: Airliners.net

Ил-96 ― машина безопасная, но не достаточно надёжная. Чтобы с этим самолётом не возникало проблем, ему требуется частое плановое техобслуживание, которое занимает до 30% всего времени эксплуатации. Например, техническое обслуживание Боинга занимает не более 7% периода эксплуатации.

Ил-96 имеет 4 двигателя (Боинг и все современные авиалайнеры ― всего 2 двигателя), что приводит к чрезмерному расходу топлива, и, соответственно, удорожанию стоимости каждого полёта. Но на момент создания первых Ил-96 другого способа поднять такую громадную машину в воздух у СССР ещё не было.

Ил-96 и Боинг-747 на заднем плане.
Ил-96 и Боинг-747 на заднем плане.

Основная же причина, по которой президенты России летают именно на Ил-96, в том, что именно президентские самолёты напичканы оборудованием для связи, устанавливать которое на иностранные модели авиалайнеров было бы небезопасно.

Если есть, что добавить, милости прошу в комментарии. Тут мой Телеграм и ВК, а ниже ещё несколько интересных статей: