На форуме Тактик Медиа Александр Поволоцкий, как обычно, развернул стенд, посвящённый военной медицине. И, как обычно, вокруг него не иссякала народная толпа. Опять же, как обычно, он рассказал много интересного про медицину и не только. Однако в вопросе о блажен…февральской революции я бы поспорил. Что тут и собираюсь сделать.
Кратко тезисы Александра следующие. Февральская революция была незаконна, потому что государь-император подписать-то отречение подписал, а вот Дума его не одобряла за своим отсутствием (он же её и разогнал по домам, если кто забыл). Поэтому Временное Правительство, самозародившееся из этой самой Думы, было очень обеспокоено, что кто-то промонархический совершит контрпереворот. И для контроля над армией выпустила Приказ №1, который армию и добил.
Ну а мои мысли по данному поводу ниже.
В 1917 году свершилась революция. Уже поэтому говорить о какой-то законности бессмысленно, потому что в этот момент на законность всем было пофиг. Ну или, говоря более литературно, как кого-то там цитировал Колоницкий, во время революции законность расплавляется, а при окончании её – застывает. Но суть всё та же. Матросиков, отправлявших в подлёдное плавание господ-офицеров с привязанным к ним колосником, не очень волновало, что по этому поводу скажут чижики-пыжики из училища правоведения. Собственно, мнение этих чижиков-пыжиков и интересовало только их самих (и то не факт).
С другой стороны, специфика РИ была в том, что она оставалась абсолютной монархией. Источник власти – Император. И никто его класть не ограничивает. Дума? Ну она там может предлагать законы, утверждать их, но последнее слово – за самим Помазанником Божьим. И главное – вот какого-нибудь Родзянку миром мазали на царство? То-то же! Всё это в своё время детально разбирал Юрий Бахурин, когда разносил в пух и прах гражданина Мультатути или как его там.
С приказом №1 тоже интересно получилось. Во-первых, его не Временное правительство выпустило. А Советы. Советы, к слову, абсолютно незаконный с точки зрения РИ орган, хоть и абсолютно легитимный (люди его признают – значит легитимный!). Собственно, оно и понятно. Сферический Родзянко в вакууме имел все возможности и определённые надежды порешать вопросики с Алексеевым, Брусиловым, Корниловым или кто там сейчас из генералов в авторитете. А дальше – всё как по нотам. Размахивая усами Кисы Воробьянинова вперёд к Проливам! А вот для леваков из Советов все эти офицеры – враги и бяки. В конце концов, это будущие депутаты Государственной Думы и отцы русской демократии сидели в околотке за разбросанную в университете пачку прокламаций и оценивали, насколько возрастёт их интересность для барышень с бестужевских курсов после отсидки (грубо говоря, даст/не даст). А вот по будущим депутатам Совета вполне мог палить Семёновский полк где-нибудь на пока ещё не Красной Пресне. Ну или господин офицер бить по лицу перчаткой за то, что во фрунт вовремя не вытянулся, а потом отправить на штурм очередной высотки (господин офицер останется в блиндаже, это ж не 6-ой Финляндский полк, чтоб офицеры в стрелковой цепи вышагивали). Короче, для них и их дела офицеры – главные враги. Ну а Временное правительство просто вынуждено признать этот приказ, потому что иначе солдатики с ними сделают примерно то же, что уже сделали со своим ротным командиром. А теперь мы плавно возвращаемся к той идее, что во время Революции законность «расплавляется». Приказ №1 касался Петроградского гарнизона. Так вот хоть кто-нибудь это заметил? Видимо, решив, что слова про армию и флот сразу после указания адресата (Петроградский гарнизон), как всю армию и весь флот (хотя это ниоткуда не следовало и не ясно, отчего они должны подчиняться именно Петроградскому совету?!), все ринулись создавать солдатские комитеты повсюду и всё больше и больше вмешиваться в жизнь армии.
А ещё Приказ №1 довольно быстро отменили де-факто. Ну а это кто-то заметил? Солдатские комитеты брали в свои руки контроль потому, что могли, а не по закону и не по приказу. И проблема Временного правительства была вовсе не в незаконности. Проблема была в том, что у них банально не было штыков. Видимо, многие подозревали, что пройдёт неделя, другая. Ситуация «остынет» и законность «застынет», только уже в новой, более приятной для них форме. Но революция только набирала обороты.
Итого.
Отречение Николая II было вполне законным, но это вряд ли кого-то интересовало, потому что во время революции что менее всего интересно действующим лицам – это та самая законность. Переворота со стороны монархистов можно было не опасаться, но вовсе не потому, что бумага, подписанная Николаем Романовым, была подписана в соответствии со всеми юридическими тонкостями. Дело в том, что монархистов на тот момент было кот наплакал, а уж верных именно Николаю, восстановившему против себя даже твердокаменных сторонников наследственной власти – тем более. «Временных» беспокоила усиливающаяся власть Советов, но вот с этим сделать они ничего не могли. В свою очередь для Советов власть в армии офицеров была страшна. Да, сегодня они на коне, а завтра? Что, если завтра кто-нибудь двинет армию уже против них? Будут ли это монархисты или правые думцы – не важно. Левых с помощью армии резали уже не один раз и не один раз это будут делать в дальнейшем. При этом попытки обуздать армию, выпустив, фактически, отменяющие Приказ №1 распоряжения не были успешны. Армии уже было плевать на крючкотворство. Она выполняла только то, чего хотела солдатская масса. Та самая, которую многие считали инертной и верноподданной.
На фото Александр Поволоцкий в естественной среде обитания. Увы, на форуме я не догадался его сфотографировать, потому наслаждайтесь хорошим фото с реконструкции в Крыму на Федюнинских высотах, насколько понимаю.
Статья Никиты Баринова