Найти тему
Соловые. Истоки

ШКОЛЫ

Продолжаю рассказывать о самых старых зданиях села. Начало тут.

В России до революции, в основном, в селах были распространены два вида школ: церковно-приходские и земские. Церковно-приходские открывались при храмах, содержались за счет церкви. В них преподавали Закон Божий , изучали священную историю, объясняли богослужения. А так же учили чтению и письму, арифметике. В двухклассных школах с расширенной программой преподавались, кроме того, начальные сведения из истории церкви и Отечества.

Урок в церковно-приходской школе
Урок в церковно-приходской школе

Земские школы появились после учреждения земств в 1864 году. Дети учились три года и были разделённые на три отделения (в зависимости от года обучения), но при этом все одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

учитель в земской школе
учитель в земской школе

По состоянию на 1889 год из Соловых 57 учеников ходило учиться в Солнцевскую земскую школу. Ее основал Д.Д. Иванов, вероятно, на базе церковно-приходской, которую в 1870 году открыл некий местный помещик и священник Иоанн Лукич Смирнов. Состав учеников на тот момент неизвестен, но позднее в ней учился Герой СССР Кочетков А.Г.

Усадьба Д.Д.Иванова, которая после революции была превращена в школу, фото с сайта хранителиродины.рф
Усадьба Д.Д.Иванова, которая после революции была превращена в школу, фото с сайта хранителиродины.рф
Известный общественный деятель, фанат своего дела Дмитрий Дмитриевич Иванов, внук самого молодого в истории Российской империи генерала 26-летнего, героя войны 1812 года А.А. Бистрома. В годы советской власти Д.Д. Иванов стал первым директором Оружейной палаты в Москве. Благодаря его стараниям были сохранены многочисленные ценности. Когда он узнал о том, что власти решили распродать часть музейной коллекции, то покончил жизнь самоубийством. В предсмертной записке он написал: «не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал Палатских ценностей…». Это случилось 12 января, а 13 явился представитель Антиквариата с мандатом об изъятии 120 предметов, в том числе тех, которые удалось спасти в 1922 г., например, коллекция яиц Фаберже.

Судя по карте, ходили в Солнцево и ученики из Щербинино из Ознобищево.

На карте указана школа, количество учеников из того села, в котором она находится, линиями показаны деревни, к которым относится эта школа и числами количество учеников из этих деревень. В Солнцево была школа и 58 учеников, из Соловых в нее ходило 57 учеников.
На карте указана школа, количество учеников из того села, в котором она находится, линиями показаны деревни, к которым относится эта школа и числами количество учеников из этих деревень. В Солнцево была школа и 58 учеников, из Соловых в нее ходило 57 учеников.
Атлас начальных школ Рязанской губернии, Раненбурского уезда 62info.ru
Атлас начальных школ Рязанской губернии, Раненбурского уезда 62info.ru

Но уже через несколько лет в Соловых открылась собственная школа, куда ходил мой прадед, Щербаков Федор Петрович 1888 года рождения. Судя по всему, своя церковно-приходская школа в Соловых появилась 1887 году до открытия храма. Была длиной 12,5м, шириной более 8м и высотой 3,85м и имела 11 окон. Как думаете, где она располагалась? Похожа на Старую школу, или на дом Цыгана, или на на что-то еще?

А.Клоков, А.Найденов, газета Раненбурский вестник, апрель 2015г.
А.Клоков, А.Найденов, газета Раненбурский вестник, апрель 2015г.

По состоянию на 1905 год в Соловых имеется церковно-приходская школа. В после поражения в Русско-Японской войне церковно-приходские школы постепенно остаются без финансирования, и их передают в ведение земств. Таким образом, с этого времени и до 1917 года абсолютное большинство сельских школ становится земскими.

из книги "Населенные пункты Рязанской губернии, 1906", строчка 4842 - это Соловые
из книги "Населенные пункты Рязанской губернии, 1906", строчка 4842 - это Соловые

С начала XX века постепенно распространились “двухкомплектные школы”, в них учились 4 года. Там было по два учителя, у каждого учителя одновременно занималось два отделения. Два отделения вместе назвались классом. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы было повышение грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. Несмотря на то, что земские школы имели смешанное финансирование, не все семьи могли себе позволить обучение детей, многие так и оставались безграмотными. Ограничений для поступления в земские школы не было: девочек тоже принимали, но по статистике Добровского района мало кто из них смог окончить полный учебный курс.

из книги "Населенные пункты Рязанской губернии, 1906"
из книги "Населенные пункты Рязанской губернии, 1906"

Уже с приходом Советской власти после в Соловых была организована Школа Ликвидации Безграмотности, их называли Ликбез. Их должно было посещать, согласно «Декрету о ликвидации безграмотности» от 1919 года все безграмотное население от 8 до 50 лет, которое не смогло получить образование в земской школе. В школе Ликбеза учили читать, писать и считать. Именно благодаря этим школам количество грамотного населения выросло в разы. Но стоит отметить, что обучение было частично бесплатным: школьные учебники покупались за свой счёт, школьных библиотек не было. В условиях всеобщего обнищания даже покупка учебников могла стать серьезной проблемой.

школа ликбеза, 1931 год, fotostrana.ru
школа ликбеза, 1931 год, fotostrana.ru

Всего в Соловых называют 3 школьных здания: совсем старое, старое и новое. Совсем старое располагалось на месте современной почты и медпункта. Оно было рассчитано на большое количество учеников. Изначально предполагалось, что в учителя, работающие в земских школах, будут жить в стенах школы, поэтому под одной крышей были и классные комнаты, и жилые.

Судя по описаниям, школа выглядела примерно вот так - длинное деревянное здание с большими окнами.
Судя по описаниям, школа выглядела примерно вот так - длинное деревянное здание с большими окнами.

Старое здание, вероятно, конца 19го века всем известно и сейчас. Построено по типовому проекту земских школ с двумя классами. В одной из комнат располагалось волостное правление и в царские времена, и какое-то время после революции. А еще говорят, что перед ним стоял памятник Александру II Освободителю. Раньше здание имело крыльцо. Фотографии похожих зданий из разных уголков страны можно легко найти в интернете. Позднее в этом доме размещались Дом Быта и библиотека. Сейчас это - жилой дом.

Старая школа, фото из моего архива
Старая школа, фото из моего архива

Позднее было построено здание новой школы, также по типовому проекту.

Новая школа, фото из моего архива, если у вас есть красивое, то присылайте, поменяем.
Новая школа, фото из моего архива, если у вас есть красивое, то присылайте, поменяем.

В следующий раз поговорим о еще одном старинном здании - больнице.