К примитивным механизмам психологической защиты прибегают люди с разной структурой личности, разве что в разной степени и по разным внутренним мотивам. Примитивные защитные механизмы базируются на расщеплении и игнорировании реальности.
Если человек прибегает к примитивной идеализации, он отщепляет в своём восприятии от личности другого те её части, которые ему могут не понравиться. Например, пациент, приходя к врачу, имеет сильную потребность избавиться от своей проблемы, расстаться с гнетущей неопределённостью жизни, поэтому наделяет врача всемогуществом. Он может говорить: "Вы - врач от Бога, на вас вся надежда".
Пациенту хочется отдать себя как младенца в руки символической матери, которая возьмёт ответственность за его жизнь.
При обесценивании от личности другого отщепляется хорошая часть, и человек видит в нём только отрицательные стороны.
Тот же пациент, не получая быстрых результатов от лечения, может аннулировать для себя все старания врача и высказать ему своё разочарование: "Я-то думал, вы врач от Бога, а вы, оказывается, некомпетентны".
При примитивной проекции человек и вовсе имеет дело не с реальным другим, а со своими собственными импульсами, приписываемыми другому. Проецируя, он живёт со страхом перед другим под влиянием проецируемого импульса и стремится контролировать другого под влиянием данного механизма (проективная идентификация).
Например, пациент думает: "Врачам нельзя доверять". Данное убеждение могло сформироваться в результате неудачного опыта обращения к врачу или если человек воспитывался в обстановке недоверия, когда с близкими было небезопасно или его постоянно предупреждали быть с другими "начеку". Однако это его субъективная реальность, которая имеет мало отношения к другим людям. Ошибка одного врача не можт быть доказательством того, что все врачи некомпетентны, неоправдание врачом завышенных ожиданий пациента не делает его плохим специалистом. Соответственно, проецируя, пациент наделяет другого своими страхами, которые не соответствуют реальности.
При проективной идентификации пациент может, под воздействием своих иррациональных убеждений, неуважительно относиться к врачу, провоцируя его на действия, которые бы подтвердили изначальное суждение.
При отрицании человек также игнорирует факты реальности, либо он признаёт случившееся, но отщепляет эмоциональный компонент.
Например, врач говорит пациенту, что нужно делать операцию, но пациент устраняет из своего сознания ощущение угрозы и тревожные переживания, говоря себе: "Врач ошибается. И так пройдёт. Этим врачам лишь бы резать кого-то. Схожу лучше к астрологу, попью гомеопатические таблетки".
Очень часто люди с пограничной организацией личности прибегают к расщеплению. Расщепление помогает устранить внутренний конфликт, однако приводит к ухудшению адаптации в дальнейшем.
Например, человек обесценил другого, назвав его говном после ссоры, и это убеждение устранило тревогу, муки принятия взвешенного решения, необходимость анализировать ситуацию, в том числе и собственные ошибки. Но отношения оказались разрушены. И так может происходить раз за разом.
Психотик, как пишет Кернберг, прибегает к расщеплению, чтобы защитить себя от полного разрушения границ между Я и объектом. Например, шизоид с психотической структурой личности, опасаясь поглощения, будет прибегать к примитивной изоляции, избегая взаимодействия с другим, предаваясь собственным странным увлечениям. Сам психоз является формой психологической защиты, способом разрешения какого-то интрапсихического конфликта.
Если внимание человека с пограничной структурой обратить на его расщепление и игнорирование реальности, его функционирование обычно улучшается. Если обратить внимание психотика на расщепление, то у него это может вызвать усиление тревоги и ухудшение самочувствия.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru