-Смирнова, поручаем вам покупку мандаринов, нужно будет пять килограммов.
Марина сидела на родительском собрании, сжавшись в комочек, надеялась, что если она спрячется за спиной чьего-то высокого папы, учитель не заметит её и не поручит никакого задания.
И зачем только она согласилась на это? Права была Дашка, уговаривала маму не ходить на собрание, остаться дома.
Вот всегда она такая - что ни возьми, всё надо сделать по-людски, по-человечески, правильно. Нашла кошелек с деньгами, будет стоять несколько часов на морозе, ждать растеряшу. И это в тот момент когда у самой не было ни копейки в кармане! Пришел мужик, молча вырвал у неё из рук свое портмоне еще и посмотрел с презрением, будто она украсть его хотела.
К матери в деревню приезжает летом, копит деньги, думает сейчас поживу вольготно - сына с дочкой немного развлеку, пусть воздухом подышат, молока попьют. В глубине души надеялась найти там себе мужчину, из знакомых односельчан, может кто развелся, или не женился вовсе.
Делала прическу, спрашивала у подруг наряды и тут на тебе сюрприз-родные сёстры будто чувствуют, чуть ли не тем же рейсом едут в деревню из разных точек страны, своих детей оставляют.
Бабушка умная, сама одна не соглашается внуков смотреть, ответственность огромная, а если Марина будет глядеть, то ради бога, привозите. И нет чтобы, хоть раз сестрам остаться самим, пожить с недельку - все деловые, тем же днем уезжают домой. Бывало что на риск и страх просто отправляли детей автобусом, в приказном порядке сообщая сестре встретить их отпрысков.
И вместо отпуска получается у Марины детский лагерь из двух своих и пятерых сестринских ребят. Какой уж тут женихов искать, они бегут от такой девушки, как черт от ладана, там и не разбираются кто чей-все семеро марининых.
-А ты видал Маринка то, как цыганка стала, свой табор завела.
-Видели вчера, хоть стой хоть падай - видно дети все от разных мужей, один белый, один рыжий, двое чернявые как с юга, совсем неразборчивая в городе стала.
Коллега советовала отвадить нахалок, не позволять собой так пользоваться.
-Пошли их куда подальше, да строгим тоном скажи, чтобы своих детей смотрели сами. Ишь ты, они значит себе медовый месяц устраивают, а ты даже захудалого мужичка себе найти не можешь с таким выводком.
-Ну как пошлешь, сестры же, родные.
-Пусть тогда доплачивают тебе за лишние хлопоты.
Честно признаться, сестры совсем не давали денег на еду детям, искренне полагая, что где двое будут сыты, там и пятерым найдется. Марина все накопленные деньги делила вплоть до копейки на все дни, четко распределяя даже хлеб, часто сама оставалась голодная. Да взять же это молоко, бесплатно никто не даёт-трехлитровая банка, раздели-ка на семерых, как раз каждому по стакану, два раза в день, о добавке нет и речи, не то что кашу сварить.
Уезжала домой выжатая как лимон, похудевшая и со страхом представляя как сейчас выйдет из отпуска без копейки в кармане. Составляла список примерных людей, кто мог дать взаймы до первой получки и удивлялась сама себе-который год она наступает на одни и те же грабли и каждый год убеждает себя в том, что с этого дня будет отказывать людям, не будет всем угождать.
-Кто у нас будет в родительском комитете? Две уже есть, нужен хотя бы еще один. Мамочки, ну давайте смелее, мне что ли это надо? Ваши же дети. Из-за вас сейчас сидим тут, а меня между прочим, тоже дети! Вот молодец, вот это я понимаю!
Марина даже не сразу поняла, что учитель хвалит её, лишь секунду спустя увидела свою руку, поднятую над головой. С тех пор она стала в редкие свободные часы заниматься делами школы и класса - собирать деньги, торчать в школе по несколько часов, обсуждая программу поздравления для учителя, и все в таком роде.
В этот раз ей поручена покупка мандаринов для подарков, по две штучки в коробку. И что это удумали? Совсем с ума сошли. Зачем так изгаляться? Можно же просто купить по коробочке хороших заводских конфет, поздравить на классном вечере, ребятам было бы приятно. Просто одна дамочка, решила выделиться, сделать что-то отличное от других классов, а отдуваться теперь Марине. Дали тридцать пять тысяч рублей и отправили в поиски.
До нового года еще целый месяц, придется ближе к концу декабря караулить, бегать по магазинам в крайнем случае будет брать по килограмму, где найдет и успеет схватить. На днях хотела купить полкило яблок, каким-то чудом завезенных в продмаг, так её чуть не затоптали в очереди, что же будет с мандаринами?
Всё-таки есть бог на свете - одним ранним утром, когда она проводила дочь в школу, а сына в садик, прямиком около хлебного встала грузовая машина и оттуда пошла бойкая торговля овощами и фруктами. Марина хоть и опаздывала на работу, не раздумывая сбегала домой за деньгами и успела купить нужное количество, даже сдача осталась.
-Ну пусть рановато, зато уже наверняка, не нужно думать.
Довольная собой она сложила ароматные фрукты в железный таз и спрятала от детей под диван. Вернувшись вечером, она застала дочь подозрительно нюхавшую воздух.
-Мам, так жвачкой вкусной пахнет!.
Она представила, как сейчас дети узнав про богатство, что лежит у них под кроватью, начнут клянчить по одной штуке и в итоге, до конца месяца выпросят больше половины, решила схитрить. Подозвала дочь на кухню, порылась на полках и достала из запасов бумажный пакетик.
-Это пахнет ЮПИ. Вот, держи, сделайте себе сок с братом.
Даша обрадовалась, так, словно Марина вручила ей невероятное лакомство, с грустью смотрела на детей, что в нетерпении растворяли в двухлитровой банке химический порошок и свято верили, что это натуральный сок из апельсинов. Пока они были увлечены чудесным превращением, тихонько завернула таз с мандаринами в толстое, старое покрывало и подвинула его подальше к стене.
Конечно же, она мечтала вручить им и таз с мандаринами, смотреть как они радуются, купить им трехлитровую банку настоящего местного яблочного сока, но что она может, если растит их на одну свою маленькую зарплату?
Этой ночью плохо спалось, перед глазами прыгали чертовы мандарины, падали, разбивались, укатывались в разные стороны, а она пыталась их ловить. Один из фруктов при падении с силой шмякнулся об пол и издал неприятный звон. Марина проснулась от звона в дверь, в два часа ночи.
Посмотрела в глазок, увидела высокого мужчину в меховой, норковой шапке, судя по всему, пьяного. Он опустил голову, и назойливо жал на звонок. В перерывах между звонками, он аккуратно стучал по деревянной ручке двери и молчал. Марину обуял ужас и охватила паника, страх за детей, что проснулись и испуганно глядели на неё из темноты.
-Кто там? Я сейчас милицию вызову!
Она немного слукавила - домашние телефоны только еще начали входить в обиход горожан, на них была огромная очередь и не у всех были деньги на эту роскошь вне очереди, по блату. На той стороне молчали и продолжали монотонно звонить. Женщина стала размышлять-раз в норковой шапке, значит не хулиган и не алкаш, вроде двери не выламывает, значит не агрессивный. Марина вышла на балкон и стала кричать, не надеясь на помощь.
-Люди, вызовите милицию! Ко мне человек хочет ворваться, пьяный!
Спустя полчаса, послышался звук лифта, открывшегося на этаже, в глазок на двери было видно как милиционеры увели мужчину без шума и криков.
Утром, Марина отправила дочь в школу, а сына повела в садик. Выходя из лифта заметила на первом этаже мужчину, он внимательно смотрел на неё. По шапке она поняла, что это вечерний гость. В страхе она побежала в участок, рассказала о ночном происшествии, надеясь на их защиту.
-Он вам угрожал?
-Нет.
-В дверь ломился?
-Нет, просто стучал по ручке и звонил.
-А утром вам что-то говорил, оскорблял?
-Нет, молча смотрел.
-Вот как будет угрожать и нападать, приходите. Не можем же мы человека арестовать за то что он позвонил в дверь и смотрит на вас. Может вы ему понравились?
Вечером Марина приготовила молоток, положила у двери, рядом с кроватью оставила нож и несмотря на тревогу, всё же уснула, мужчина не пришел. Она уже стала забывать про него-мало ли, заблудился мужик, а она уже себе надумала страхов.
Даша словно чувствовала у себя под кроватью секрет-то решила достать старый чемодан с фотографиями, подозрительно разглядывая что еще можно вытащить интересного из пыльного укрытия, то задумала перестановку, пыталась сдвинуть мебель. Каждый раз, Марина в панике отвлекала дочь от таза с мандаринами, задвигала его еще дальше, а под конец накрыла сверху старой картонной коробкой. Одним утром Даша совсем выбила её из равновесия.
-Мам, мне приснилось, что нам подарили много сладостей и мандаринов, давай купим несколько штук на новый год?
Еле сдерживая слезы, женщина пообещала ей купить целый килограмм, как только получит зарплату, пошла в садик за сыном. В голове крутились мысли о том, что нужно как можно скорее избавиться от этих мандаринов, иначе она сойдет с ума, пряча их у себя дома, от собственных детей.
На обратном пути, её словно ударило током - на скамье, около подъезда опять сидел тот незнакомец, в мятом пальто и своей, уже знакомой шапке. Он смотрел на Марину, без угрозы, пытаясь что-то вспомнить и не предпринимал попыток заговорить. Её затрясло, она схватила сына за руку и бегом побежала домой.
Пока дети смотрели вечерние передачи, она трясущимися руками пыталась сварить макароны, щедро сдабривая и топленым маслом для сытности. С досадой посмотрела на пластиковую пачку импортного маргарина - поддалась рекламе, обещали продукт вкусный как масло и невероятно полезный, дети лишь только понюхав, отказались его есть.
-Может хоть для теста сойдет.
Дети затихли, видимо показывали интересный мультфильм, не дрались и не шумели как обычно. Опять стала нарастать тревога из-за этого человека - что ему нужно? Для чего он следит за ними? А может не за ними? От этих мыслей голова шла кругом, отвлекли радостные голоса детей.
-Мама!! Максим нашел мандарины!!! Только они странные... Синие...
Марина кинулась в комнату, взглянула на таз и в отчаянии упала на колени прямо на пол - почти все мандарины сгнили, покрылись плесенью и выглядели совсем не празднично.
Нахлынуло столько обиды на всю свою жизнь, столько досады, что она не смогла сдержать эмоции.
-Ну почему всё в моей жизни так?! Чем я провинилась, за что мне это наказание? Ни мужа, ни денег, так теперь еще и дети мои несчастные будут без подарков на новый год из-за маминой тупости! Где сейчас брать в долг, ума не приложу.
Спохватилась, взглянула на застывших детей и взяла себя в руки, взяла таз с протухшими мандаринами и вышла на улицу, выкинуть их в мусоропровод. На улице опять сидел этот странный человек. Ей уже было совсем не страшно, она прямо так пошла на незнакомца.
-Тебе чего надо от нас? Что ты тут высматриваешь, а? Еще раз увижу тут, ведро с помоями тебе на голову вылью! Надоел, сил уже нет!
Марина не ожидала от себя такой смелости, даже застыла на какое-то время-обычно блеяла, едва слышно, никто не боялся её обидеть, воспользоваться беспомощностью, и не принимал женщину всерьез. Мужчина опешил, отпрянул от разъяренной женщины и чуть не упал поскользнувшись.
-Скажите мне умоляю вас! Я с вами пил?
-Чтооо? Вы с ума сошли?
-Ну водку я с вами не пил недели полторы назад?
Только страх того, что за испорченное пальто придется платить, её остановил от того, чтобы опрокинуть таз с синими мандаринами на этого наглеца.
-Послушайте меня! Буквально пара минут! Вы все поймете, я так и подумал, что вы не легкого поведения, не пьющая, по очкам.
То что рассказал мужчина, немного повеселило Марину и расставил все точки.
Анатолий совсем непьющий человек, работает инженером на крупном заводе, получает неплохо. Женат. Вроде живи, да радуйся, да только беда, жена совсем не любит его-вышла замуж по расчету, за городского парня, оперилась, осмелела и стала совсем несносной. Перестала замечать его, ухаживать - ни ужина готового, ни порядка в доме.
Анатолий, как порядочный человек, всячески старался сохранить брак, негоже так сразу разбегаться, над отношениями надо работать, да и любил он её, не хотел так просто сдаваться, и комплименты делал, и подарки дарил.
Тем злосчастным утром, они поругались и у мужчины было плохое настроение, несмотря на то, что все кругом радовались наступающему празднику и, вдобавок, дали тринадцатую зарплату, плюсом к основной. На душе скребли кошки, тут коллега подвернулся, позвал сообразить на троих, в честь праздника. Согласился Анатолий и пока отмечали, к ним подсели веселые дамы.
Одна из них сладко пела мужчине, какой он распрекрасный, красивый и добрый, самый лучший из всех кого она знает. Он растаял и, когда мадам позвала его к себе в гости, весь размякший поплелся за ней. По пути они еще выпивали, девушка щедро поила его каким-то пойлом, что он уже не помнил, как и куда пришел. В памяти остался голубой дом, второй подъезд, третий этаж.
Очнулся утром в своей квартире, с жутко больной головой. Денег в карманах не было ни копейки, а на столе лежала записка от жены, о том что она ушла от него из-за измены - он вернулся весь в помаде и пропахший женскими дешевыми духами. В душе понимал, что она только и ждала повода, чтобы сбежать от него. Кинулся искать, а она уже на развод успела подать и найти себе утешителя.
-Вот такое случилось со мной горе. Хотел посмотреть на эту воровку и легкомысленную женщину, что так поломала мне жизнь и ограбила. Ваш дом очень похож на тот куда меня привели и я точно уверен, что был где-то тут.
Марина с жалостью выслушала его, пошла в сторону мусорки. Вернулась с пустым тазом.
-Это была не я. Ни чем вам не могу помочь, к сожалению.
-Да я вижу уж, не похожи вы на обольстительницу, в очках тем более.
Марина немного обиделась, оставила мужика со своими мыслями и ушла в квартиру со спокойным сердцем - хоть один вопрос решился и можно не боятся маньяка. Прошлась по соседям, собрала денег в долг, вернула за мандарины и отказалась от родительского комитета несмотря на уговоры.
Перед праздником, отстояла в очереди за куриными ногами - люди брали целыми коробками, на новогодний стол, а Марина купила одну большую жирную ножку. Дома разрезала её на три части, пожарила с чесноком, сварила картошку.
Поглядывала на детей, что с восторгом высыпали коробки с бесплатными подарками с её работы на пол. Они сидели около елки, радостно рассматривали свои угощения и то и дело прибегали на кухню.
-Мама, у нас сегодня праздничный ужин! Как вкусно пахнет...
Про обещание мамы купить на праздник мандарины, они не вспомнили-может забыли, а может всё сами поняли. Было вроде и празднично, но нестерпимо грустно- соседи уже пели песни шумной компанией, дарили друг другу подарки, вкусно угощались, а отец её детей хоть бы один мандаринчик принес для них, даже не вспомнил про них.
За несколько часов до полуночи прозвенел звонок в дверь, Марина открыла дверь и почему-то не удивилась- на пороге стоял Анатолий в своей меховой шапке. Он смущался, видно долго решался нажать на звонок, топтался на месте и пожимал плечами.
-Мне одному не хочется встречать, можно с вами?
-А то что я в очках, вас не смущает?
-Ой, простите ради бога! Я же не хотел обидеть! Они вам очень идут, вы кажетесь такая умной.
-Лучше молча проходите, с комплиментами у вас беда.
Он скромно прошел в прихожую и стесняясь вручил Марине огромную сетку с мандаринами.