Пианист Бад Пауэлл вызывал восхищение своих современников как авантюрный оригинал со стилем, отличающимся непревзойденной виртуозностью. Сегодня его помнят за то, что он изменил направление развития современного джазового фортепиано, став пионером импровизации в стиле бибоп. Хотя личные несчастья прервали его карьеру и сократили его жизнь, на пике своей карьеры Пауэлл излучал эмоции и силу, которые покоряли как слушателей, так и музыкантов.
Эрл "Бад" Пауэлл родился в Нью-Йорке в 1924 году и начал заниматься на фортепиано в возрасте пяти лет. К 10 годам Бад подражал таким легендарным пианистам, как Арт Тейтум и Фэтс Уоллер. Пауэлл считал Тейтума своим самым большим влиянием и единственным джазовым пианистом, который превзошел его технически. Телониус Монк был еще одним главным влиянием; он стал другом и наставником Бада, развивая расцветающий талант Пауэлла.
К 1941 году Пауэлл играл в клубах Гарлема, а когда его пригласили в турне с бывшим трубачом Дюка Эллингтона, Кути Уильямсом, Пауэлл отправился в путь с группой Уильямса.
Но в 1945 году Пауэлл был вовлечен в противостояние, которое кардинально изменило его жизнь и карьеру. Пианист, которому было всего 20 лет, был жестоко избит полицией во время гастролей в Филадельфии. Хотя он якобы был пьян и нарушал общественный порядок, многие рассказы об этом инциденте описывают реакцию полицейских как далеко выходящую за рамки предъявленного обвинения. Пауэлл потерял сознание и испытывал сильную боль; когда его состояние не улучшилось, он переходил из больницы в больницу и в конце концов был помещен в психиатрическую клинику.
Несмотря на свою психическую нестабильность, Пауэлл все еще мог играть на фортепиано. Альт-саксофонист Джеки Маклин, тогда еще подросток, был его большим поклонником и начал присматривать за Пауэллом, у которого были проблемы с алкоголем и развилась привычка к бесцельному бродяжничеству. Однако, Пауэлл не нуждался в помощи. Бад был одним из немногих музыкантов, способных бросить музыкальный вызов Чарли Паркеру, и стал пианистом, которого выбирали тенор-саксофонист Декстер Гордон, вокалистка Сара Вон и другие знаменитости.
Трагедия повторилась, когда Пауэлла ударили бутылкой по голове во время драки в баре. Его психиатрическая история привела к еще 11 месяцам в психиатрической клинике, где он проходил курс электросудорожной терапии - в то время новая методика только разрабатывалась. Как вспоминает МакЛин: "Он был настолько испорчен, когда вышел оттуда... Я думаю, они экспериментировали над Бадом".
Тем не менее, когда Пауэлл был освобожден, его карьера пошла в гору. В конце 40-х и начале 50-х годов Пауэлл был признан как выдающийся лидер и плодовитый композитор, он записал множество своих самых известных мелодий, включая "Un Poco Loco", "Celia", "Hallucinations", "Tempus Fugit" и "Wail".
Но в этот период также возникли проблемы в личной жизни. В 1951 году Пауэлл был арестован вместе с Монком за хранение наркотиков. Обвинения с Пауэлла были сняты, но он был отправлен в психиатрическую больницу более чем на год. После этого его способности к игре на фортепиано уже никогда не были прежними.
Его игра в 1950-х годах была непоследовательной - иногда великолепной, часто плохой. Пауэлл также находился под наблюдением женщины по имени Альтевия "Лютик" Эдвардс, которая утверждала, что является его женой. Из-за своей психической неуравновешенности он нуждался в присмотре, но такие уникальные композиции, как "Glass Enclosure", свидетельствуют о том, что Бад страдал от своей ограниченной свободы.
Баттеркап перевезла Пауэлла в Париж, где обожающая французская публика осыпала пианиста похвалами. Хотя Бад наслаждался своими пятью годами во Франции, он все еще был недоволен своими ограниченными личными обстоятельствами. В конце концов, Франсис Подрас, французский поклонник, вместе с саксофонистом Джонни Гриффином, оторвали Пауэлла от Баттеркапа. Оправившись от приступа болезни, Пауэлл снова начал писать музыку, включая "In the Mood for a Classic", которую он посвятил французскому народу.
Паудрас организовал триумфальное возвращение Бада в Нью-Йорк - шестинедельное выступление в старом месте Пауэлла, Birdland. Его первый вечер получил широкое признание в прессе, а его дочь Селия и ее мать Мэри Фрэнсис Фандербурк были среди потрясенных зрителей премьеры.
Но впоследствии непостоянство Пауэлла вновь проявилось, и длительная помолвка была прервана. Вернулись и саморазрушительные наклонности Бада, прежде всего, алкогольная зависимость. После ангажемента в Birdland он дал всего два публичных выступления, последнее из которых состоялось 1 мая 1965 года. Пауэлл умер 1 июля 1966 года от цирроза печени в возрасте 41 года.
Как отмечает барабанщик Рой Хейнс, если бы Пауэлл прожил дольше и получил лучшее лечение, "неизвестно, во что бы он превратился". Однако, несмотря на личные трагедии и преждевременную смерть, выдающийся музыкальный вклад Бада остается неизмеримым. Немногие музыканты преодолели больше трудностей, чтобы поделиться своим музыкальным даром - и еще меньше тех, кто оставил большее влияние на свою профессию.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!