Мало кто, кроме совсем уж узких специалистов, понимает, почему одни люди нам симпатичны и дороги, а другие - противны и неприятны. Это разделение, впрочем, по крайней мере можно объяснить биологическими и психологическими причинами. А вот разделение на "друзей" и "врагов" - это что-то совсем странное и плохо изученное.
У А.М. Городницкого есть песня по этому поводу:
Наших пыльных дворов мечтатели,
Вспоминаю вас я,
По игре в футбол - неприятели,
И по партам - друзья.
Но не знаю я тем не менее,
От каких же шагов
Начинается разделение
На друзей и врагов?
Действительно, как так получается, что в процессе взросления люди делят друг друга на противоположные категории? По каким признакам можно в самом начале знакомства понять, что этот человек будет твоим другом, а тот - врагом? Конечно, в детстве бывают разные конфликты, предательства и ссоры - из-за сломанной игрушки, недоброго слова или первой любви - но всё это проходит и забывается. Почему тогда?
Бывает, конечно, что человек неприятен с первого взгляда - но это не враг, ты с ним просто не общаешься, потому что противно. Чтобы кто-то стал твоим врагом, нужно постоянно с ним сталкиваться и более-менее конкурировать. То есть в моём представлении формируется образ врага как относительно равного по силе конкурента (потому что если он более успешен априори, то ты ему завидуешь, а если успешнее ты, то завидует он), чьи успехи злят и мотивируют брать реванш, а неудачи вызывают удовлетворение, даже если он проиграл не тебе, а кому-то другому.
У А.А. Дольского тоже есть песня с тем же названием:
Ну что за жизнь, когда кругом
Одни друзья и их не счесть,
Никто не стал твоим врагом -
Не заслужил ты эту честь.
По мнению его лирического героя, враги нужны для мотивации, потому что "ваша (то есть - друзей) лесть обезоружит, злоба их (то есть - врагов) толкает ввысь". Лирический герой Майи Котовской (Канцлера Ги) также тоскует от отсутствия достойного врага:
Меня всесильем при рожденьи господь бог отравил,
А я страдаю, как последний дурак.
Я умираю в пустоте неразделенной любви,
Я жду тебя, о, мой единственный враг.
А как в реальной жизни? Многие вспомнят соперничество Ставроса Ниархоса и Аристотеля Онассиса, которые много полезного и ещё больше глупостей натворили из-за желания досадить друг другу. Есть немало и других примеров известных людей, которые враждовали у всех на виду. Да и на любом другом уровне известности складываются враждебные группы.
Психологи, вторя лирическому герою Дольского, утверждают, что враги нам полезны, потому что, во-первых, их наличие говорит о том, что в нас есть, чему завидовать, а во-вторых они не дают нам расслабиться. Тут уже, правда, во враги записываются и завистники (сейчас в моде иностранный термин "хейтеры" - ненавистники), т.е. недоброжелатели, чьё отношение к нам несимметрично - вряд ли кто-то будет ненавидеть того, кто менее успешен и постоянно исходит желчью из-за этого, в худшем случае мы к ним равнодушны, а иной раз даже можем и пожалеть.
На мой взгляд для вражды необходима взаимная неприязнь и примерно равные возможности, примерно равная успешность по жизни - тогда и вражда будет иметь двусторонний и долгосрочный характер.