Музыку «русского гения» знают и любят миллионы людей на всей планете. Однако немногие могут представить, насколько разнообразен был круг интересов композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Он увлекался техническими новшествами и автомобилями, выводил новые сорта роз, уважал спорт и тратил значительные средства на благотворительность. Все это нисколько не мешало, а скорее всего — помогало создавать гениальные музыкальные произведения и вести активную концертную жизнь.
После музыки главным увлечением Сергея Васильевича была техника. Он был в курсе последних технических новинок, помогающих сделать жизнь комфортнее: от авторучек до электроприборов. И даже сам получил патент на изобретение музыкально-технического приспособления: греющей муфты для согревания рук перед концертом!
Не только о личном комфорте заботился великий музыкант: в Российском национальном музее музыки хранится электрический чайник композитора, который Рахманинов приобрел, чтобы не беспокоить прислугу и близких приготовлением чая для него. При отъезде композитора в эмиграцию чайник остался и стал музейным экспонатом.
А в любимой Ивановке Рахманинов старался облегчить крестьянский труд, вкладывая огромные средства в приобретении новейшей сельскохозяйственной техники.
«На свое имение Ивановку я истратил почти все, что за свою жизнь заработал»
В Ивановке проверял композитор и свой первый автомобиль, ласково названный им «Лора». Но не в честь романтической красавицы (Сергей Васильевич на тот момент был уже отцом двух дочек Ирины и Татьяны), а в честь фирмы-производителя «Лорелей». Летом 1912 года музыкант с удовольствием катал по дорогам Тамбовщины своих родных, знакомых и даже деревенских ребятишек, вполне преуспев в управлении автомобилем. Мастерство шофера Рахманинов даже сравнивал с деятельностью дирижера:
«Хороший дирижёр должен быть, естественно, и хорошим шофёром. И автомобилисту, и дирижёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. К этим свойствам дирижёру нужно всего лишь добавить небольшое знание музыки»
Конечно, не только сельским хозяйством и и упражнением в искусстве вождения автомобиля был занят Рахманинов в Ивановке. Тем же летом 1912 года композитор создал тринадцать прекрасных романсов ор.34. В этот же опус позднее вошел и знаменитый «Вокализ». Некоторые музыковеды считают, что он появился одновременно с романсами, был отложен композитором, а затем доработан с помощью певицы Антонины Неждановой и опубликован. К слову, Нежданова стала первой исполнительницей «Вокализа», и ей же Рахманинов посвятил это произведение.
Вскоре музыкант приобрел еще одну машину фирмы «Мерседес». Насчет судьбы «Лоры» сведения противоречивы: одни утверждают, что Рахманинов очень дорожил первой машиной и предпочитал ее всем прочим, однако другие источники сообщают, что уже через год знаменитый автолюбитель разочаровался в дорогой машине «Лорелей» и вернул ее обратно в фирму.
Автомобили были для Рахманинова воистину, как говорится, «не роскошью, а средством передвижения». Близкий знакомый семьи композитора, скрипач Натан Мильштейн утверждал в своих воспоминаниях, что «каждый год Рахманинов покупал новый “Кадиллак” или “Континенталь” — самую дорогую машину (он мог себе это позволить). Делал он это потому, что не любил возиться с ремонтом. Старую машину отвозили к дилеру, Рахманинов добавлял полторы тысячи долларов и получал новый автомобиль». На первый взгляд, такой подход может показаться неоправданным расточительством. Однако в то время ремонт был делом достаточно хлопотным и продолжительным по времени. А как раз время для концертирующего пианиста было самым ценным ресурсом — проще было поменять сам автомобиль. Кстати, в Российском национальном музее музыки хранится экспонат, связанный с этим увлечением Рахманинова — это значок члена Королевского автомобильного клуба 1930-х годов.
В 1930 году семья Рахманиновых приобрела земельный участок в Швейцарии. Четыре года спустя композитор с женой и детьми обосновался во вновь построенном имении, названным им «Сенар» - «Сергей и Наталья Рахманиновы». Новую виллу первым делом он оборудовал электрическим бойлером и электрической плитой, установил телефон. Позже хозяин с гордостью демонстрировал гостям пылесос и даже лифт.
Планировка и двухэтажного дома-усадьбы, и всего имения «Сенар» полностью соответствовала столь дорогой сердцу композитора Ивановке. В парке были посажены те же деревья: яблони, клёны, каштаны. Появление виллы «Сенар» в жизни Рахманинова вдохновило его на создание гениальных «Вариаций на тему Корелли» (1931), «Рапсодии на тему Паганини» (1934), Третьей симфонии (1936), «Симфонических танцев» (1940).
А в свободное время композитор всерьез увлекался садоводством и даже вывел новый сорт розы — черный. Об этом факте также засвидетельствовал в своих воспоминаниях Н.Мильштейн:
«Она была очень красива, хотя и не вполне черная, а скорее темно–бордовая или темно–лиловая. По этому поводу было устроено большое торжество. Приходили фотографы, изображения знаменитой розы появились в газетах и журналах. Но поскольку роза была темная, а фотографии — черно–белые, то на них ничего нельзя было разобрать»
Еще в юности Рахманинов сочинил романс на слова Г.Гейне, где красота человеческая сравнивается с цветком — «Дитя, как цветок, ты прекрасна» (1893):
Одним из увлечений Рахманинова было чтение книг. Библиотека композитора была обширна и разнообразна. Особенно любил он историческую литературу. А в последние годы жизни увлекался чтением речей знаменитых русских адвокатов, восхищаясь красотой их языка.
Не оставался великий композитор в стороне и от спорта. Его двоюродная сестра Анна Трубникова вспоминает:
«Сергей был разносторонним спортсменом: он отлично грёб, плавал как рыба, ездил верхом и прекрасно бегал на коньках. Был с ним такой случай: однажды он давал концерт в Варшаве. Тогда там жила его двоюродная сестра А. Г. Жуковская. Ехали они в карете на концерт, и пришлось проезжать мимо катка. Слышна была музыка, горели яркие фонари, и катающиеся легко скользили по льду. Сергей залюбовался и вдруг предложил: «Давай побегаем!!!» — и готов был уже остановить экипаж и бежать на каток. С трудом Аня отговорила его от этого безумного желания»
Увлечение катанием на коньках музыкант «захватил с собой» из детства, когда, учась в Петербургской консерватории, часто пропускал занятия, предпочитая урокам катание на коньках. В дальнейшем Рахманинов сохранил этот интерес, который перерос в настоящее хобби. Он не только сам прекрасно бегал на коньках, и научил этому всех своих двоюродных братьев и сестер.
Любил Сергей Васильевич и катание на лодке, совмещая этот процесс с рыбалкой. Возможно, именно поэтому в некоторых его сочинениях явственно слышится волнение воды:
Есть поклонники творчества Рахманинова среди спортсменов — в этом нет ничего удивительного. Однако интересен тот способ, каким один из спортивных почитателей творчества «русского гения» решил выразить свое почтение любимому музыканту: каждый год голландский кинорежиссер и театральный художник Гвино Ван Дер Вер пробегает с букетом ромашек от своей квартиры в Нью-Йорке к могиле композитора. А затем бегом возвращается обратно, преодолевая в общей сложности 55км.
В первое десятилетие эмиграции Рахманинов почти не сочинял. Отъезд из России причинял ему боль, а зарабатывать на жизнь он должен был, давая многочисленные концерты как пианист. Нередко у него болели руки от чрезмерной нагрузки. Однако заработанные нелегким трудом средства музыкант в больших масштабах тратил на благотворительность. Зная о тяжелом положении оставшихся на Родине друзей, он нашел способ им помочь: через американскую организацию помощи голодающим «American Relief Administration» (в Советском Союзе её называли АРА) Рахманинов переводил огромные средства для нуждающихся. Размеры его помощи поражают.
В это же время другой наш знаменитый соотечественник Игорь Иванович Сико́рский, также вынужденный эмигрировать, основал в США авиационную фирму. Начало его деятельности в чужой стране было крайне непростым. От разорения фирму Сикорского спас Рахманинов, переведя ему в нужный момент колоссальную сумму. Есть даже шутка, что авиапромышленность Америки своим развитием обязана двум русским: Сикорскому и Рахманинову. Правда, позднее Игорь Иванович вернул долг своему благотворителю.
А когда началась Великая Отечественная война — Сергей Васильевич тем более не смог остаться в стороне от беды своей Родины. Став примером для многих, он первым перевел гонорар с одного из концертов целиком на помощь России. Свой очередной дар композитор сопроводил словами:
«От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу»
На эти деньги в том числе был построен самолет, названный, разумеется, именем композитора.
~~~
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)
Другие статьи нашего канала о немузыкальных увлечениях музыкантов: