Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Невероятные приключения итальянцев в России»: "за" и "против"

Невероятные приключения итальянцев в России. СССР–Италия, 1974. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Эмиль Брагинский, Франко Кастеллано, Пиполо, Эльдар Рязанов. Актеры: Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Тано Чимароза, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и др. 49,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

«Ну, до чего же легко «разложить» «Невероятные приключения итальянцев в России»!

Начнем со сценария: он (как, впрочем, и многие произведения, основанные на фабуле поисков) сильно напоминает перелицованный сюжет «Двенадцати стульев». Теща, то есть, простите, бабушка, умирая, открывает тайну спрятанного еще а дни революции клада своему зятю, простите, внучке. А отец Федор, извините, доктор, санитары и гангстер весь этот разговор подслушали — и вот уже целая бригада кладоискателей-итальянцев помчалась а современный Советский Союз за сокровищами. Вместо стульев они станут вскрывать памятники, нанесут некий ущерб нашему жилому фонду, а в конце не мраморный, а живой лев примет участие во всей этой кутерьме.

Так же, как и в бессмертном романе, государственные интересы не пострадают: приставленный к кладоискателям советский сыщик вернет ларец с сокровищами по принадлежности — в Госбанк СССР. Самые ревностнейшие из моралистов должны быть очень довольны: ведь порок наказан, сокровища у нас, добродетель тоже не в обиде... Правда, вот этого подлюгу-гангстера, который взорвал бензоколонку и вообще всячески гадил, следовало бы отправить туда, откуда выпустили героя «Калины красной»... Но, может, с точки зрения дипломатии решение, предложенное фильмом, более целесообразно...

Словом, содержание фильма следует, по всей видимости, оставить а покое, ибо из него ничего больше не извлечешь.

Ну, а актеры? Конечно, советские зрители не остались равнодушны к очарованию и миловидности итальянской артистки Антонии Сантилли, играющей героиню. Следует, несомненно, отметить и итальянского комика Луиджи Баллиста, исполняющего роль доктора. Настоящая актерская удача — игра А. Миронова. Он сделал именно то, что нужно в этом жанре, который сродни цирковому,— Миронов легок, изящен, отважен, отлично «смотрится»... Что же касается столь популярного Е. Евстигнеева, то он не порадовал почитателей своего таланта. Впрочем, поставлен он был сценаристом и режиссером в условия мало благодарные: над инвалидом (пусть и временным), раскатывающим в лечебной коляске, не очень- то посмеешься...

Итак, строго говоря, актерский «урожай» в фильме тоже весьма скромен. А режиссура?

Секрет комедии, видимо, можно сформулировать и так: сначала должно быть смешно, затем — смешнее, а середине — смешно, как только возможно, а в конце — еще смешнее... Эльдар Рязанов выполнил только два первых условия. К середине фильма вместо фонтана режиссерской выдумки появился натужный ручной насос. А в фильмах подобного типа выдумка буквально все: и содержание, и форма, и нерв, и ритм, и даже сюжет... Ушла выдумка, выплыл на экран нестерпимо аляповатый оперный ларец с сокровищами, и все так называемые приключения стали напоминать бледное подражание Дюма-перу...

Правда, появился живой лев... Мы тоже любим животных и полностью разделяем чувства авторов фильма к этому чудному льву. Это был, наверно, самый милый, обаятельный домашний лев, живший в Баку в семье Берберовых. После съемок лев погиб в результате глупейшей, нелепейшей случайности. Авторы фильма, видимо, хотели отдать льву должное, но... переусердствовали. Льва во второй половине слишком «много», и явно в ущерб общему впечатлению.

Итак, ни по сценарию, ни по актерской игре (с оговорками), ни по изобретательности режиссере (с серьезными оговорками, о чем ниже) фильм «Необыкновенные приключения итальянцев в России» не отнесешь к шедеврам киноискусства.

На этом иные из рецензентов картины ставили точку, стараясь не замечать (или быстренько позабыв) тот искренний, беззаботный, радостный смех, который звучал в зрительном зале и к коему (к смеху) они сами были причастны.

А может, стоит присмотреться к тем кадрам, где нас поражают и выдумка, и изобретательность, и находки, где звучит этот заразительный смех? Ибо тут перед нами зрелище. Это комедия клоунады, цирка, аттракционов, ее главная художественная задача — развлечение. Сам жанр правомочен, все зависит от исполнения: оно может быть талантливым и бездарным.

Э. Брагинский и Э. Рязанов смело и талантливо начали комедию как гротесковое зрелище, вызывающее у зрителя чувство радостного удивления. Здесь столько изобретательности, смелости и бесспорных удач, что всего этого с лихвой хватило бы на несколько «средних» комедий.

Стоит задержаться на трех эпизодах.

Первый — больница в итальянском городе. О тесноте, царящей в подобных заведениях, знают все. Но чтоб такое! Тут не только лежать — стоять негде! Санитары с носилками проталкиваются как сквозь переполненный вагон метро. Все смешалось: где женская палата, где мужская... Старушку вносят в мужскую — все равно мест нет... Впрочем, вот, кажется, свободная кровать, и на смятые простыни вываливают из носилок, как строительный мусор, бабушку... Поспешили! Кровать-то занята: больной лишь на минутку отлучился. В итоге бабушка лежит в одной постели с неким пожилым и сильно лысоватым мужчиной...

Несообразности идут навалом — одна хлестче другой. А все вместе — прекрасная завязка: где же в этой тесноте уберечь тайну клада — вот вам и набирается команда кладоискателей.

Другой эпизод — в самолете. Полет давно уже стал обыденным, привычным, даже заурядным. И все же мы смотрим каждый раз на самолет как на чудо, пусть бытовое, но чудо. И, как ко всякому чуду, относимся к нему чуть-чуть, самую малость с опаской — «а вдруг»... На этом «вдруг» и построен эпизод. В самом деле, разобьется в автомобиле или поезде окно — неприятно, но ехать можно. А малейшая щель или, упаси боже, дырка в самолете — и, как подсказывает нам эрудиция, почерпнутая из регулярного чтения журнала «Наука и жизнь», в считанные секунды спуск или — ужас! В фильме именно это и происходит: гангстер в погоне за паспортом доктора пробивает насквозь окно в салоне. Что произойдет? Там же за окном — марсианский мороз, чертовски неуютный предкосмос. Но гангстер плечами закрывает дыру, а голова его за бортом самолета мгновенно покрывается толстенной броней льда — пассажиры спасены. Идиотизм, конечно, но какой смешной, к тому же благополучно и по тем же (буффонным) законам разрешающийся: гангстера затем «оттаивают» наши медики...

Но и это еще не конец: приходит то, о чем с содроганием думают пассажиры Аэрофлота,— вынужденная посадка. И этот гигантский реактивный лайнер изящно садится на... автостраду, эдакий Гулливер среди лилипутов «Жигулей» и «Москвичей». И, как последняя точка в этом аттракционе, самолет послушно замирает у уличного светофора.

Теперь отвлечемся от экрана и представим себе, сколько труда, отваги, мастерства потребовала эта сцена. И с каким талантом сделана она кинематографически, как легко, изящно смотрится!..

Наконец, третий эпизод — автогонки Москва — Ленинград Автомобилю все возрасты покорны, даже злейшие враги его и то бывают автопассажирами — в такси или автобусе. Была б у нас точная статистика сновидений, обнаружилось бы, что автомобиль снится миллионам. Словом, автомобиль — это общеинтересно, а то, что с ним, автомобилем, происходит в фильме,— трижды общеинтересно!

Цирк, скажете вы. Да, великолепный, остроумный, мастерский, неожиданный, захватывающий и т.п. автокиноцирк!

Будем честны: такого (в смысле виртуозности мастерства) у нас в кино пока что не умеет делать никто. И ведь по сравнению с трюковыми съемками в прославленном «Берегись автомобиля!» здесь большой шаг вперед. Так будем же объективны в оценках.

Такова была верно найденная авторами природа этого типа комедии — веселая клоунада, остроумное, современное зрелище, монтаж эффектных аттракционов, питаемых неистощимой фантазией постановщиков.

Увы — истощимой... «Тайком, тайком приходит вдохновенье»,— писал поэт. Видимо, тайком и уходит. Вот так — на полпути к победе...

Но именно то, что удалось в этой картине, вселяет надежды.

Ибо надо дерзать! Нам нужны разные (и хорошие!) фильмы: политические, социальные, психологические, нужны сатирические комедии и комедии лирические, нужны мюзиклы и такие зрелища, как эта картина. Зрелища, они тоже требуют полнейшей самоотдачи, таланта, упорства и вдохновения. Но ведь и зритель будет вам так благодарен, когда удача будет не половинной, а полной!» (Кузнецов М. Ох уж эти кладоискатели!.. // Советский экран. 1974. № 17. С. 2-3).