Найти тему
Круто об искусстве

Говорит и показывает архитектура.

▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932
▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932

Или что такое конструктивизм.

🔸️🔸️🔸️

Татлин, тайновидец лопастей

И винта певец суровый,

Из отряда солнцеловов.

Паутинный дол снастей

Он железною подковой

Рукой мертвой завязал.

В тайновиденье щипцы.

Смотрят, что он показал,

Онемевшие слепцы.

Так неслыханны и вещи

Жестяные кистью вещи.

(Велимир Хлебников, 1916)

🔸️🔸️🔸️

Почему я начала с Татлина? Потому что именно ему принадлежит авторство первой, еще не архитектурной, но художественной концепции конструктивизма.

Идея, собственно, простая: КОНСТРУКЦИЯ становится основой выразительности.

Адепты: Владимир Татлин, Александр Родченко, братья Стенберг, Александр Веснин.

Манифест: Башня III интернационала, которая задумыва­лась аккурат как памятник живой идеи и организации.

▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920
▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920
▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920
▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920
▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920. То, как могло бы быть.
▪️Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистического интернационала. 1919-1920. То, как могло бы быть.

То утопическая архитектура (вращающаяся с разной скоростью геометрия, в каждом ярусе которой должны были помещаться структуры всемирного правитель­ства - III Коммунистического интернационала, а в самом верху они - художники как устроители новой жизни), ибо Татлина совсем не интересовали детали реализации строительства башни, высота которой предполагалась почти полкилометра, впрочем, как и ее функциональное назначение. И в этом, к слову, одно из отличий конструктивизма от функционализма - для первых важна красота и эстетика формы-конструкции, функция которой слита с ее художественным голосом, для вторых - функционал и комфорт превыше всего.

Итак. Конструктивизм. В частности, "говорящая" архитектура - ну чудо что такое! (Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзен­ман постоянно говорили о безусловном влиянии на их творчество именно советского конструктивизма, да и до сих пор советский конструктивизм, особенно проекты Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных, Чернихова, есть азбука современной архитектуры).

Вся соль в том, повторюсь, что главным был именно художественный голос конструкции (рациональные и функциональные элементы шли уже после) - эдакая очищенная от шелухи, т.е декора, чистая геометрическая форма, ритм, контраст, масштаб, оптические эффекты, свет и цвет. И как итог - полное слияние формы и функции.

Спасибо базовому курсу ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), учившему абстрагировать фор­мы и искать пластические выражения идеям, т.е (в нашем случае) функционалу. Иначе говоря, видеть, в первую очередь, художественно.

Его имя НЕ СКЛОНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ от слова СОВСЕМ. И никогда не склонялось.
Круто об искусстве3 июня 2021

Художественно и очень оригинально.

Памятуя о пропаганде и воспитании, конечно.

1️⃣ КУХНЯ-ФАБРИКА завода им. Масленникова в виде серпа и молота.

▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932
▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932

Где: Самара, ул. Ново-Садовая, 149

Кто: Екатерина Максимова

Когда: 1930-1932

Кухня-фабрика - это не просто столовая, но целый пищевой комбинат, который предоставлял заводу готовые горячие обеды, клуб и спортивный центр.

▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932
▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932

▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932
▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932

Ибо то аккурат эпоха ГТО - в марте 1928 года был принят, делающий из простых людей титанов, комплекс ГТО, то есть готов к труду и обороне. Советская власть пропагандировала физкультуру на разный лад, позиционируя ее как основной фактор трудовых успехов. В каждом дворе, на пустырях, в скверах бегали, прыгали, приседали и отжимались. В детских садах и школах висели плакаты: "Вместо молитвы - зарядка", а иметь значок ГТО практически означало быть лауреатом сталинской премии - его учитывали в комсомольских характеристиках, им хвастались перед девушками, сродни подвигам Геракла.

И именно в 1920-е годы архитектура становится новым видом пропаганды и воспитания: здания громко сообщают о своей функции (той самой идеи, которую необходимо было решить пластически), по сути рекламируя новый быт нового человека.

Самарская кухня-фабрика - серп и молот - довольно не удобная в плане функционала конструкция. Но ВХУТЕМАС учил видеть шире, емче, где-то не моргая, а где-то и вовсе без век.

И вуаля: из молота-кухни по трем конвейерам готовые блюда доставлялись в серп - обеденную залу с пано­рамным видом. А в рукоятке молота удобно расположились спортзал, клуб и библиотека.

▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932
▪️Кухня-фабрика завода им. Масленникова. 1930-1932

Увы и ах, в 1940-м, а потом и в 1990-м кухню-фабрику изменили до неузнаваемости, оставив лишь общую планировочную структуру.

2️⃣ ЗДАНИЕ-МАШИНА или Кушелевский хлебозавод.

▪️Кушелевский хлебозавод. 1932
▪️Кушелевский хлебозавод. 1932

Где: Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11

Кто: Георгий Марсаков

Когда: 1932

"Огромное здание цилиндрической формы со всех сторон открыто солнцу, дневному свету. Круглые залы выложены сияющей белизны кафельной плиткой. Почти не ощущается мучная пыль, хотя завод перерабатывает в сутки несколько сотен тонн муки. Весь производственный процесс, начиная выгрузкой муки из железнодорожных вагонов и до выдачи продукции - механизирован и автоматизирован, переходя по конвейеру с этажа на этаж. Сложные операции, которые казались доступными лишь проворной человеческой руке, безукоризненно выполняют замечательные машины и приборы, сконструированные советскими специалистами и образующие уникальный кольцевой конвейер" (из журнала "Огонек" об одном из хлебозаводов Марсакова, 1952), который придумал Джек.

Он же Георгий Марсаков. Именно сей товарищ на рубеже 1920-30-х годов изобрел тот самый "уникальный кольцевой конвейер", а вместе с ним и совершенно новый тип механизи­ро­ванного хлебопекарного завода - здание-машину (ответочка на решение пленума ЦК партии о механизации хлебопечения).

▪️Кушелевский хлебозавод. 1932
▪️Кушелевский хлебозавод. 1932

Мука со склада в подвале поднималась на верхний, четвертый этаж, а оттуда, спускаясь по кольцевой конвейерной цепочке, замешивалась в тесто, которое бродило, разделы­валось и запекалось в кольцевых печах, а готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище - все без использования ручного труда (по этой схеме были построены 7 хлебозаводов в Москве и Ленинграде, которые за несколько лет полностью решили проблему поставок хлеба... в Москве и Ленинграде).

Кушелевский хлебозавод - это тот самый чисто художественный взгляд, когда форма здания полностью сливается с функционалом: инженерной красоте производственной схемы вторят выразительные цилиндрические объемы фасада. Многоуровневый массив оттеняется мощными вертикалями лестничной клетки и трубы.

▪️Кушелевский хлебозавод. 1932
▪️Кушелевский хлебозавод. 1932
▪️Кушелевский хлебозавод. 1932
▪️Кушелевский хлебозавод. 1932

А теперь нежданчик - знаете какая связь у кухни-фабрики и здания-машины? Миссия их освободить советскую женщину от "кухонного рабства".

Такое дело. Весной 1917 года советские женщины на всей территории страны получили право голосовать и быть избранными, а вслед началось, казалось бы благостное, освобождение женщин от бытовых забот: в 1920-е годы под лозунгом войны с домашними обедами как раз и строятся фабрики-кухни, назначение которых - снабжать горячим питанием советских рабочих (тот самый случай, когда идеологически верная форма определяет содержание на технологическом уровне).

Хлебозаводы-машины, как и фабрики-кухни, были призваны избавить женщину от необходимости выпекать домашний хлеб, позволяя ей ... работать на производстве полный рабочий день наряду с мужчинами. Потому что дружба, равенство, братство.

...Товарищ хозяйка,

в несчастье твое

обязаны

мы

ввязаться.

Что делать тебе?

Купить заем,

Заем индустриализации.

Займем

и выстроим фабрики пищи,

чтобы в дешевых

столовых Нарпита,

рассевшись,

без грязи и без жарищи,

поев,

сказали рабочие тыщи:

"Приятно поедено,

чисто попито".

(Владимир Маяковский, 1928).

3️⃣ КЛУБ-ШЕСТЕРЕНКА им. Русакова.

▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929

Где: Москва, ул. Стромынка, 6

Кто: Константин Мельников

Когда: 1929

Помните, как у Маяковского: "А сверху смотрела какая-то дрянь, величественно, как Лев Толстой".

Так вот тут также, только "дрянь" уж больно хороша! Да и как может быть иначе, ведь Константин Мельников один из самых экспрессивных представителей советского архитектурного авангарда - треугольники, острые углы, нависающие объемы, оконные ритмы, оконные ритмы, оконные рит...

▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929

Шестеренка, потому что строит этот клуб Мельников для работников Сокольнического трамвайного депо и вагоноремонтного завода.

Но шестеренка - это здание со стороны Русаковки (тотальный футуризм), а стороны предприятий, расположенных ближе к Яузе и по­стро­енных еще до революции в краснокирпичной стилис­тике, - клуб аки пароход с трубой ("громко" встречал идущих со смены рабочих новыми формами, но привычным строи­тельным материалом).

▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929

Отдельных клубных комнат в здании нет - предполагалось, что большой зал на 1300 мест будет трансформироваться в шесть малых. Три отдельных зала (для автономной работы кружков и собраний) в нависающих над улицей объемах должны были отсекаться специаль­ными опускающимися стенами, а два других, по бокам, на уровне партера, - с возможностью перестановки кресел.

Но увы и ах, гений Мельникова опередил свое время лет 20/30, машинерия здания так и не была воплощена.

▪️Константин Мельников
▪️Константин Мельников
▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929
▪️Клуб им. Русакова. 1929

Рабочий клуб-шестеренка стал не только манифестом Мельникова, но символом нового типа здания, той самой социально-ориентиро­ванной архитектуры 1920-х, ибо рабочих - новых жителей быстро растущих индустриальных горо­дов - нужно было обеспечивать досугом: они больше не ходили в церковь, не имели образования ровно, как и денег, и угрожали общественной безопасности.

Вообще-то такие клубы явление не совсем новое, поскольку появились подобные заведения еще в конце XIX века и обзывались тогда народными домами. В 1920-х, наследуя типологию дореволюционных народных домов, их переименовывают в рабочие клубы (потому что учреждения эти существовали при предприятиях, а стройка финансировалась за счет профсоюзных взносов), а с середины 1930-х вновь изменяют название - дома (или дворцы) культуры. На том и порешали.

Да, традиционно Мельникова называют конструктивистом, но сам архитектор не причислял себя ни к одному из авангардных течений. Во ВХУТЕМАСе он вместе с Ильей Голосовым возглавлял мастерскую "экспериментальной архитектуры" и, думается, это лучшее определение стиля Мельникова, которого в 1930-х благополучно обвинили в формализме.

И вообще началась травля конструктивизма (и мучительные поиски настоящей "со­ветской архитектуры").

В 1932 году, аккурат когда проводился конкурс на сооружение Дворца Советов, не без участия Сталина были сформулированы новые прин­ципы советской архитектуры. Среди прочего читаем: "Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классиче­ской архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники".

С 1930-х до конца 1955-х страна борется с "излишествами" - 4 ноября 1955 года ЦК КПСС приняло Поста­новление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", в кото­ром Хрущев подверг жесткой критике сталинскую неоклассику и провозгласил необходимость массового, типового, экономич­ного строительства, когда "Внешне показная сто­рона архитектуры, изобилующая большими излишествами… не соответствует линии Пар­тии и Правительства в архитектурно-строи­тельном деле... Советской архитектуре должна быть свойственна простота, стро­гость форм и экономичность решений".

Так появляется советский аналог (или вариант) ар-деко - постконструктивизм.

Военная академия им. М. В. Фрунзе в Москве аки Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри или Городская баня №4 в Нижнем Тагиле, которая есть практически точная копия вавилонских ворот Иштар в Ираке, с памятью о Храме Хора в Эдфу.

▪️Военная академия им. М. В. Фрунзе в Москве / Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Египет / Этьен Луи Булле. Проект гробницы спартанцев, вторая половина 18 века
▪️Военная академия им. М. В. Фрунзе в Москве / Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Египет / Этьен Луи Булле. Проект гробницы спартанцев, вторая половина 18 века

▪️Городская баня № 4 в Нижнем Тагиле / Вавилонские ворота Иштар в Ираке / Храм Хора в Эдфу, Египет
▪️Городская баня № 4 в Нижнем Тагиле / Вавилонские ворота Иштар в Ираке / Храм Хора в Эдфу, Египет

Потому что больше никакой динамики, неустойчивости, оконной ритмики (т.е никакого конструктивизма), только массивы и монолиты, не порхание в воздухе, а с обильной корневой системой в земле.