У меня повалились волосы так, как никогда не бывало (на самом деле бывало - через полгода после смерти моего отца). И вот я (снова) увидела нежную и блестящую кожу головы. Чувствовала, как тревога подкатывала и чтобы не признавать и не принимать никаких решений, я просто “переворачивала эту страницу” и думала о другом. В какой-то момент я осознала, что занимаюсь избеганием и решила об написать - для себя. Нацарапала бы в подъезде на стене или вывела бы шариковой ручкой в блокноте - эффект должен был быть тот же. Мне нужно было себе декларировать. И я по привычке, снабдив шуткой про голого землекопа (да, зашла через обесценивание), опубликовала в своем Инстаграм. И вот то, что происходило дальше и сподвигло меня на этот текст.⠀
Мне писали: “Ой, Оля, да всем бы так облысеть”, “Это байты на комплименты. Ты отлично выглядишь!” “Да ничего незаметно, не гоняй” и тд. Я знаю, что люди хотят поддержать и успокоить, но на это я хочу рассказать, что в такие моменты чувствую и что происходит у меня внутри:
1.Я видела пряди, что оставались у меня в руках при любом касании головы и, повторюсь, видела залысины там, где их не бывало и изрядно похудевший “хвост” мне тоже красноречиво говорил о проблеме. Объективно.
2.Я очень тревожилась и хоть такое уже переживала, мне все равно было страшно, потому что падение не прекращалось и я боялась, что как было уже не восстановится.⠀
3.И на это я слышу “ой, Оль, да все у тебя нормально!”. К сожалению, такие фразы не помогают, они не останавливает тревогу, не дают поддержку, а наоборот:
- дезориентируют, будто я чувствую неправильно и не могу себе доверять
- эмоционально отдаляют, будто человек не понимает меня и то, что меня тревожит, я теряю контакт с ним и остаюсь наедине с проблемой, о которой я набралась сил поделиться и сказать
Но я здесь не только для того, чтобы ныть, я хочу рассказать о способе, который когда-то вычитала и к которому пытаюсь прибегать в ситуациях, когда мне хочется поддержать человека по-настоящему, чтобы у него не возникло чувства, что я обесцениваю то, что его сейчас ранит и когда хочу разделить с ним его переживание.
Я задаю уточняющие вопросы и говорю о том, как человек себя ЧУВСТВУЕТ:
Тебя беспокоит, что …?
Ты боишься, …?
Чувствуешь себя …?
и в таком духе
Это дает ощущение разделенных и понятых эмоций, а не обесценивания. И именно чувство, что меня поняли дарит успокоение, а не дежурное “да все нормально”.
“Если люди нуждаются в сопереживании, то они часто испытывают раздражение, когда нам кажется, будто они хотят утешения или сугубо практического совета. Моя дочь преподала мне урок, и я научился сначала выяснять, нужны ли советы или утешения, и лишь потом высказывать их. Однажды она взглянула в зеркало и сказала: «Я страшная как свинья».«Ты прекраснейшее создание, которое Бог когда-либо создавал на этой земле!» – объявил я. «Да ну, папа!» – воскликнула она, раздраженно взглянув на меня, и вышла из комнаты, захлопнув за собой дверь. Позже я выяснил, что она хотела немного эмпатии. Вместо несвоевременного утешения я мог спросить: «Тебе не нравится, как ты сегодня выглядишь?»”
Из книги "Язык жизни. Ненасильственное общение" Маршал Розенберг