Одна из самых известных картин Брейгеля, Пейзаж с падением Икара, включает в себя пейзаж на переднем плане с обширным морским пейзажем, простирающимся до горизонта. Ближайший к нам фермер толкает плуг и лошадь. Справа от него, на более низком плато, пастух пасет свое стадо. На правом переднем плане рыбак, стоящий спиной к зрителю, забрасывает сеть у кромки воды, в то время как рядом с берегом в правом нижнем углу две ноги дрыгают в воздухе: комично точная отсылка к титульному повествованию, которое поэтому, кажется, разворачивается на заднем плане сцены.
Это одна из двух картин Брейгеля, на которых изображена история Икара, рассказанная в Метаморфозах Овидия. Это были единственные две работы, которые Брейгель создал на мифологические темы, в отличие от сосредоточенности его современников на героических повествованиях. История вращается вокруг смерти Икара, мальчика, который так сильно хотел летать, что соорудил крылья из воска и перьев. Не прислушавшись к предупреждению своего отца не летать слишком близко к солнцу, его крылья растаяли, и он погрузился в море. Можно было бы ожидать, что эта трагическая развязка станет фокусом картины Брейгеля, но вместо этого она становится одним эпизодом, вплетенным во всеобъемлющее представление обычной сельской жизни, кончина героя становится почти смехотворной в своем головокружительном позоре. Композиция одновременно непочтительна и тонко философски резонансна, выражая явный скептицизм по отношению к напыщенной мифологической живописи, которая доминировала в предыдущем столетии искусства эпохи Возрождения.
Эта работа была предметом многочисленных моральных спекуляций, вращающихся особенно вокруг различных фигур, которые остаются в неведении о бедственном положении Икара, только пастух смотрит на небо, и даже не в сторону соответствующего места. Смещение Икара с центральной сцены было истолковано как указание оставаться сосредоточенным на собственной повседневной жизни. Уильям Делло Руссо даже предположил, что картина может иллюстрировать известное нидерландское выражение "никто не остается за плугом для того, кто умирает". Пейзаж с падением Икара получил самую известную в двадцатом веке трактовку поэта У.Х. Одена, в стихотворении которого Музей изящных искусств (1938) рассказывается о том, как страдания и личная драма разворачиваются в более широком контексте текущей жизни.
Oil on canvas - Musées Royaux des Beaux-Arts, Brussels, Belgium