Найти в Дзене
Рассказы Ларисы Володиной

Где ты, папа? (эпилог)

Подведены итоги четверти, школьный бал остался в воспоминаниях. Жизнь Анастасии наполнялась новыми чувствами. Они были связаны с семьёй. Настя ещё не в полной мере приняла её появление, но потихоньку начала привыкать к этой мысли. Тем более что бабушка теперь стала частым гостем, да и Полина с удовольствием оставалась у неё ночевать. Если с женской частью семьи отношения налаживались быстро, то с отцом они оставались откровенно сдержанными. Папой для Насти по-прежнему оставался Эдик, а Евгений в лучшем случае претендовал на роль отчима. Так воспринимала она биологического отца. Чтобы эта картинка изменилась, нужно было задуматься о смысле происходящего с ней и вокруг неё. Нужно было, оглядываясь назад, разложить прожитое по полочкам, проанализировать и попытаться принять ситуацию. А в настоящем нужно было обрести общность интересов и постараться стать ближе... *** Через три недели после операции дедушку выписывали домой. Накануне к Насте зашёл отец и предложил помощь. - Бабушка сказал

Подведены итоги четверти, школьный бал остался в воспоминаниях. Жизнь Анастасии наполнялась новыми чувствами. Они были связаны с семьёй. Настя ещё не в полной мере приняла её появление, но потихоньку начала привыкать к этой мысли. Тем более что бабушка теперь стала частым гостем, да и Полина с удовольствием оставалась у неё ночевать.

Если с женской частью семьи отношения налаживались быстро, то с отцом они оставались откровенно сдержанными. Папой для Насти по-прежнему оставался Эдик, а Евгений в лучшем случае претендовал на роль отчима. Так воспринимала она биологического отца. Чтобы эта картинка изменилась, нужно было задуматься о смысле происходящего с ней и вокруг неё. Нужно было, оглядываясь назад, разложить прожитое по полочкам, проанализировать и попытаться принять ситуацию. А в настоящем нужно было обрести общность интересов и постараться стать ближе...

***

Через три недели после операции дедушку выписывали домой. Накануне к Насте зашёл отец и предложил помощь.

- Бабушка сказала, что завтра Михаила Ивановича выписывают. Хочу с тобой поехать. Ты не против? - спросил Евгений. Пока ждал ответа на вопрос, он потоптался на месте и для пущей убедительности добавил: - Не нужно отказываться. Я понимаю, что ты прекрасно справишься сама, но в такси ездят разные люди - и больные, и здоровые, а дедушку сейчас нужно беречь. Думаю, будет лучше, если мы отвезём его на моей машине...

- Хорошо, - согласилась Анастасия, приняв доводы отца. Так произошло знакомство Евгения с отцом Светланы уже в новом качестве. На удивление, Михаил Иванович воспринял эту новость совершенно спокойно. Из-за того что в своё время жена недолюбливала Эдуарда, особо с новым родственником ему общаться не довелось. Поэтому он и не питал к зятю никаких чувств - ни тёплых, ни холодных. Для родителей это был просто человек, который стал мужем их дочери. Сама Светлана никогда словом не обмолвилась насчёт настоящего отца Настеньки. Появление Евгения даже обрадовало деда.

- Теперь и помирать нестрашно. Настюша не останется одна, - размышлял он про себя и попросил добавить номер Жени в телефон.

Жизнь постепенно входила в привычное русло. Наступила долгожданная весна. Повсюду было слышно неугомонное пение птиц, весёлое журчание ручейков, лишь затопленные тротуары водой и грязью создавали неудобство пешеходам. Школьники готовились к выпускным экзаменам, писали пробные тесты и бесконечные контрольные. В классе уже все знали, что Полина с Настей - сёстры. Одноклассники приняли сей факт, потому что мало кого сейчас можно удивить свалившимся на голову родством. Девчонки теперь сидели за одной партой и всегда поддерживали друг друга.

- Ребята, внимательно послушайте меня. В четверг состоится родительское собрание. Явка всех родителей обязательна. Обсуждать будем вопросы по экзаменам и выпускному, - сообщила ученикам классная руководительница.

Полина тихонько толкнула Настю локтём.

- Пиши отцу, что у него в четверг собрание... Я тоже сейчас обрадую, чтобы жизнь мёдом не казалась... - улыбнулась она и быстро набрала сообщение. Кнопку "отправить" сёстры нажали одновременно.

Евгений учился быть отцом заново. Чувство стыда постепенно вытеснялось. На смену ему приходило много других, более радостных эмоций. Ирина Николаевна и Михаил Иванович помогали ему в этом.

Так случилось и в этот раз. Приближался день рождения Светланы. Каждый год в этот день внучка с дедушкой ездили на кладбище. Нынче дед схитрил, сказал Жене с Настей, что плохо себя чувствует, и отправил их туда вдвоём.

Весенняя прохлада постепенно вытеснялась полуденным солнцем. Машину Евгений припарковал у входа на кладбище. Заглушив мотор, он вышел, открыл багажник, взял букет белых лилий, захлопнул его и включил сигнализацию.

- Я здесь впервые. Веди меня! - сказал Женя, глядя на дочь.

Они молча шли по асфальтированной дороге, вдоль могильных плит, оградок и памятников. Настя свернула по тропинке и повела вглубь. Остановившись, она открыла маленькую калитку, вошла на территорию усопших и пригласила за собой отца. С большого памятника за гостями наблюдали два портрета: на одном - коротко стриженый мужчина с игривым взглядом, на другом - молодая женщина, отдалённо напоминающая ту Светлану, которая осталась в памяти Евгения. Настя наклонилась к могиле, убрала сухие цветы, достала из пакета грабельки и пакет для мусора.

- Давай помогу! - сказал отец. - Ты держи мешок, а я тут сам. После осени осталось много прелой листвы. Пакет быстро был заполнен. Дальше Настя достала небольшой тазик, бутыль с водой и умелыми движениями взялась протирать памятник. Остатки воды вылила в каменную вазу, которая являлась частью постамента.

- Сюда можно поставить цветы, - предложила Анастасия и присела на скамеечку. - После уборки мы с дедушкой обязательно отдыхаем...

Евгений устроился рядом и задумчиво посмотрел на памятник...

- Это, я так понимаю, твой отец...

- Да, он в детстве был для меня самым добрым, понимающим и любящим человеком... Не знаю почему, но от него я больше видела хорошего, чем от мамы... Папа называл меня "Моя принцесса"... не иначе... Не возможно было подумать, что я ему не родная...

Голос Анастасии дрогнул. Она немного помолчала, собираясь с силой духа, а потом продолжила:

- Папа меня спас... Когда бандиты пришли... он понял, что его убьют, и спрятал меня в ящике на балконе... Было очень страшно, но отец велел мне молчать, что бы ни случилось... Сейчас, когда стала взрослой, я часто думаю, как же нужно было меня любить, чтобы в последнюю минуту жизни думать не о смерти, не о конце жизни, а о том, как спасти неродного ребёнка... Разве чужой человек так сможет?

Настя заплакала. Женя немного растерялся. Он достал из кармана носовой платок, протянул его дочери, а потом неловко приобнял её. Неожиданно Настя положила голову на отцовское плечо.

- Получается, что я и перед Эдуардом в огромном долгу... - произнёс Евгений, прислушиваясь к всхлипываниям дочери. - Дочь, обещаю, что тоже стану хорошим отцом... Нам с тобой предстоит ещё много узнать друг о друге, но думаю, что это вопрос времени... Верю, что у нас всё получится...

Над их головами простиралось синее небо, по которому размеренно плыли белые облака. На кладбище своя магия тишины, здесь не слышно городского шума, пения птиц, лая собак... Посетители у могил родственников перешёптываются, будто боясь потревожить кого-то. Было очевидно, что в таком месте люди не разбрасываются словами. Настя отцу поверила...

***

Сдан последний экзамен. Выпускники с трудом понимали, что завершён один из самых важных этапов жизни, что придётся расстаться с одноклассниками, школой, учителями, да и всем, что было связано с распорядком и укладом учебной жизни. Последнее школьное событие - выпускной вечер с торжественным вручением аттестатов и последующим праздником...

Перед выпускным сёстры всё утро провели в парикмахерской, а оставшееся время - дома перед зеркалом, помогая друг другу нанести макияж. Собирались у Насти. Дедушка время от времени заглядывал к ним в комнату и прихваливал:

- До чего хороши, девчонки!

Платья у сестёр были схожи по фасону, но разного цвета: одно - нежно-голубое, а другое - бледно-розовое. Белые туфли на высоком каблуке добавляли роста и длины ногам.

- Ну, всё, нам нет равных... - сообщила Полина, критически осматривая себя и Настю. - Красотки!

Анастасия посмотрела на часы.

- Время-то уже... - воскликнула она, схватила в руки телефон и набрала номер. - Где ты, папа? Мы же так опоздаем...

Впервые эти слова имели для неё совершенно другой смысл. Сказала Настя их от чистого сердца, легко и непринуждённо... Спустя несколько минут, одетый в стильный костюм, Евгений вёл под обе руки своих красивых дочерей на выпускной вечер. Прохожие уступали дорогу, оглядывались и улыбались им вслед. Очень уж приятным было это зрелище...

Папе с дочками было хорошо вместе! Теперь по-другому и быть не могло... Жизнь, что прожита до этого момента, была испита полной чашей. Анастасия чувствовала... знала... была уверена, что всё лучшее у них впереди...

Конец.