Слон и Моська
Хочу привести цитату некоего Уманчука, который утверждает, что песня Ярослава Дронова «До самого неба» — «Пустая музыка, которую можно назвать по сути плагиатом чистой воды».
Возмущённые поклонники Ярослава начали комментировать критические опусы певца-неудачника, чего тот не ожидал.
«Сказать, что за это время я пережил настоящую травлю - это ничего не сказать. Оголтелые фанаты слали на меня проклятья, угрожали расправой, клеймили "русофобом" и завистником. Мы днями и ночами чистили комментарии от нападок безмозглых ботов с их однотипными комментариями, пытались отвечать и даже вести дискуссии с остервенелыми фанатками. И не смотря на такую информационную и психологическую атаку количество лайков и дизлайков под этим роликом остаётся в соотношении 80/20. О чём же это может говорить? В первую очередь я делаю вывод о том, что проект "Шаман" это раздутый мыльный пузырь, со своей собственной армией ботов и послушных фанатов, готовых уничтожить любого, кто способен хоть как либо усомниться в праведности их "божка" Уманчук.
Ничтоже сумняшеся в своей правоте, он продолжает возмущаться, оскорбляя не в «корректной форме», причисляя себя к тем, кого больше, у кого мозг не промыт, у кого образование и вкус.
Человеку, который может только грязью поливать успешных оперных певцов, показалось, что его «королевство маловато» и никто не замечает его стараний, поэтому выбрал жертву, которую знает вся Россия, ну и поделом. Даже не усвоил урок Ивана Андреевича (образование не помогло) и «Ах, Моська, знать она сильна, что лает на слона».
«И не поймите меня превратно. Если вам нравится его творчество - слушайте, кайфуйте. Но не смейте шеймить и травить тех людей, кто ЭТО слушать не хочет! Высказывайте ваше мнение без опаски, но в корректной форме и помните, что нас всё таки - БОЛЬШЕ! Людей с непромытым мозгом, людей с образованием и вкусом, людей которых не купить дешёвыми трюками и манипуляциями!» Уманчук.
Какое искреннее возмущение! И голосок прорезался — «не смейте».
Музыкальный критик Павел Рудченко в интервью Blitz+, сказал, что музыка Ярослава Дронова не плагиат.
«Если говорить об аранжировке, то это сложная вещь. Некорректно сравнивать, потому что у нас так или иначе половина российской эстрады заимствована с Запада. Что касается мелодии, я не скажу, что он занимался плагиатом. На данном этапе это его авторское творчество. Плагиат — это когда все семь нот повторяются, у него такого нет» Павел Рудченко.
Способы легального копирования
Существует легальный приём — оммаж, когда композитор или певец специально повторяет другой вокал, текст или мелодию в дань признания и уважения, но об этом должен знать слушатель.
Пример — песня Ярослава Дронова «Улетай», в её припеве используется фрагмент из хора невольниц оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина.
Ещё одним приёмом может быть сэмплинг — метод, когда берётся фрагмент из одного произведения и вставляется в другой. В прошлом веке сэмплинг был популярным, хотя это был явный плагиат, но позже «виновники» подобного плагиата легализировали этот приём, договариваясь с правообладателем на использование фрагмента авторского текста и музыки. За применение фрагмента стороны обговаривают размер оплаты.
Можно изменить сэмпл до неузнаваемости: растянуть, нарезать на отрывки, добавить звуковые эффекты, в этом случае, доказать, что он заимствован, невозможно.
Сравним тексты
В самое сердце
Исполнитель Сергей Лазарев. 2013 год. I место на шоу «Хит».
Слова и музыка Александр Пенкин.
Режиссёр клипа Константин Черепков.
На You Tube набрала более 15 миллионов просмотров.
Я не ангел, я не идеален. Я совершил предательство, я не щадил тебя.
Но ты тоже не образец нравственности, ты тоже не ангел.
У тебя есть способы мести, мсти, делай мне больно. Я так делал, и ты сможешь. Не молчи, больно молчать, лучше голос сорвать.
Бей, что есть силы в самое сердце. Что же ты медлишь? Не подавай мне надежду. Я не могу молчать, лучше кричать.
Мне стало плохо без тебя, эти мысли меня мучают, я растратил и потерял твоё доверие.
Не прячь свои обиды, не прячь свои слёзы.
Я не могу молчать, я открываю свою боль, я принимаю твою боль.
Я принимаю казнь, я буду молчать, я хочу кричать.
Бей в самое сердце, в самое сердце, в самое сердце.
Не прячь пули, стреляй смело. Пускай стрелы в моё тело.
Я не ангел, и ты тоже. Я так делал, и ты сможешь.
Молчать… Гораздо больнее молчать…
Лучше голос сорвать. Кричать!
В самое сердце, на пораженье!
Что же ты медлишь с этой мишенью?
Я всё растратил, карты открыты.
Бей, что есть силы и будем квиты.
В самое сердце…
Опять мыслей слепых стая. Мне так мало тебя стало.
Не прячь пули обид тайных. Не прячь слёзы в глазах чайных.
Молчать… Гораздо больнее молчать…
Лучше голос сорвать. Кричать!
В самое сердце, на пораженье!
Что же ты медлишь с этой мишенью?
Я всё растратил, карты открыты.
Бей, что есть силы и будем квиты.
В самое сердце! В самое сердце! В самое сердце!
Молчать… Гораздо больнее молчать…
Лучше голос сорвать. Кричать!
В самое сердце, на пораженье!
Что же ты медлишь с этой мишенью?
Я всё растратил, карты открыты.
Бей, что есть силы и будем квиты.
В самое сердце! В самое сердце! В самое сердце! В самое сердце!
До самого неба
Исполнитель Ярослав Дронов.
Слова и музыка Ярослава Дронова. 2022 год.
На You Tube набрала более 10 миллионов просмотров.
Мы потеряли любовь. Сердце сковал холод, в нём поселилась боль.
Моё ещё живое сердце вырывается из оков и через выбитые окна и сломанные двери моего мира летит за тобой. Ты сейчас высоко, я не могу без тебя, белая птица моей души стремится за тобой, через моё тело, сквозь моё сердце.
Моя душа взлетает до самого неба, подо мной плывут облака, я вижу, как таяли наши миры, как мы потеряли любовь на земле, а звёзды безучастно смотрели на нас.
Я улетаю вслед за тобой, моя душа белой птицей летит за тобой через моё земное тело, летит стрелой, пронзая моё сердце. Я лечу за тобой.
Где-то в прошлом
Мы потеряли любовь.
Ветер, холод,
Мне не забыть эту боль
Сгорая, без цели я рву свои нервы,
А сердце кричит мне: "Я здесь, я живой!"
Я выбью все окна, сломаю все двери
И буду лететь за одною тобой.
Припев:
До самого неба я прыгну с разбега.
Куда же плывут облака подо мной?
Стрелой через тело, сквозь сердце летела
Душа белой птицею вверх за тобой.
Где-то в прошлом
Таяли наши миры.
Видишь звёзды
Смотрят в глаза с высоты.
Сгорая, без цели я рву свои нервы,
А сердце кричит мне: "Я здесь, я живой!"
Я выбью все окна, сломаю все двери
И буду лететь за одною тобой.
Припев:
До самого неба я прыгну с разбега.
Куда же плывут облака подо мной?
Стрелой через тело, сквозь сердце летела
Душа белой птицею вверх за тобой.
Тема у текстов этих песен — непростые отношения между двумя любящими людьми. Александр Пенкин написал о предательстве и ожидаемом и желаемом возмездии. Стихи — не шедевр, боль передаётся очень экспрессивно.
История Ярослава Дронова — потеря любви, потом потеря любимого человека. Боль потери возродила любовь, душа героя готов лететь в небо за возлюбленной.
Стихи в литературном смысле — не предмет восхищения, но тоже передают муки человеческой души.
Очень глубокие страдания объединяют эти песни, крик души проникает в сердца слушателей — это главная их похожесть.
«Мне он нравится, голосистый, талантливый. И наш, без вариантов. Сходство выискивать — это фишка тех, кто слишком проникся либеральной глупостью и друг друга мутузит из-за бабла (типа авторские права). Сходство условное. Есть интонационный слой, стиль интонации. Есть переклички — их не может не быть. Если включить на полную катушку это дебильное понятие об авторских трёх нотах — то завтра музыка закончится. И у меня такое впечатление, что это делается намеренно.
На Ютубе нет ни одной вещи из классики, которая бы не принадлежала каким-то мутным компаниям. Они зарабатывают на этом деньги.
Есть атмосфера, она общая, и есть и есть общее интонационное поле. Пойти вслед этой либеральной повестке — значит потерять возможность пользоваться нотами (их всего семь), и словами (их комбинации ограничены в предложениях).
В общем, понятно откуда ветер дует.
А Шаман крутой. Индивидуальная манера и прекрасный вокал»
О. Фрагорийский. 08.01.2023.