Ко мне часто приходят студенты, которые до этого уже имели опыт работы с голосом. И все, как один, во главу угла ставили не только “правильное дыхание”, но и обязательную отработку дикции и артикуляции. Если мысленно вернуться к тому, о чем речь шла выше, можно с уверенностью сказать, что каждый отдел нашего голосового аппарата неразрывно связан со всеми остальными, и изменения в одном неизбежно влекут за собой изменения в других. Если вы не тот, кто пару лет серьезно занимается тренировкой биомеханики голосового аппарата с учетом “изоляции”, то заметили, что сделать букву “А” в позиции буквы “И” с учетом необходимых изменений в конфигурации вокального тракта, необходимой для достижения нужной высоты тона - дело не такое уж простое. Как правило, разевая рот, легко потерять узость глоточного пространства...
Физкультура - дело хорошее, но не в этом случае...
Соответственно, если уж тренировать конкретно, рот - то с пониманием, что там за какие “ниточки” дергает, пока мы усердно качаем круговую мышцу рта или жевательные мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.
Справедливости ради, скажу, что сами по себе “физкультурные” упражнения с губами, языком и нижней челюстью - дело хорошее. Правда, как всегда, есть одно “Но”... И оно, опять же, связано с условными отделами нашего голосового аппарата: любое изменение активности любых мышц в том или ином отделе вокального тракта, хорошо бы тренировать так, чтобы одно не тянуло за собой другое. И как же этого достичь, ведь мы, как известно, на молекулы не распадаемся?
Буквально вчера на групповой тренировке голоса по этому поводу я нас со студентами возникла полемика по этому вопросу. Мы тренировали язык, который был нам нужен в этот раз как часть ансамбля мышц, участвующих в выполнении вокально-технического приема Ring.
Как водится, у кого-то в группе при выполнении упражнений язык оказывался слишком активен, и поэтому зажат. А у кого-то не хватало силенок сконцентрировать усилие именно в нужном сегменте языка, зато напрягалось что-то другое: у кого-то щеки, у кого-то нос. Обожаю своих студентов! Знаете, какие выводы они мне вылепили? Вот, прямо хвастаюсь, да:
- если в каком-то месте аппарата что-то “недорабатывает”, то в другом месте обязательно что-то напряжется. И то, что напрягается при этом - всегда мешает.
- если усилие в том месте, где ты его совершаешь, слишком велико, то обязательно подключаются близлежащие мышцы и случится зажим. А если слишком мало - в каком угодно месте начнется компенсация, что тоже не приблизит к результату. Нужен баланс.
Красавцы, что скажешь...
Так вот, о пользе тренировок дикции и артикуляции. Если в разрезе пригодности всех тренируемых частей артикуляционного аппарата к их дальнейшему участию в производстве качественного звука - то да. Тренируя все элементы, такие, как язык, губы, челюсть - мы нарабатываем дополнительный пул вокально-мышечных ощущений, что позволяет гибко их использовать в пении. При этом следует помнить, что открытие нижней челюсти не должно вести к обязательному падению гортани вниз, опущению спинки языка и открытию широкого зева глотки. Подобные явления совершенно определенно разрушат высокий регистр и могут привести даже к фонотравме, если звук, который производился, громкий и мощный.