Найти тему
Vizzion - XR Решения

VR как инструмент обучения сотрудников: диалоговые симуляторы для Soft skills

Оглавление

Корпоративное обучение – чуть ли не задача №1 для развивающихся компаний. Почти 78,7% закладывают в бюджет расходы на обучение*. Сомнения в необходимости и пользе подготовки сотрудников остались в предпандемийном периоде, сегодня об этом не спорят.

Современное корпоративное обучение коррелирует с такими параметрами, как доступность, удобство, усвоение
Современное корпоративное обучение коррелирует с такими параметрами, как доступность, удобство, усвоение

Корпоративное образование нацелено на развитие Hard и Soft skills, где профессиональные компетенции уступают по значимости мягким или, как их называют, общечеловеческим навыкам. Именно вторые стимулируют продвижение компании. В профессиональной среде работнику нужно решать возникающие задачи; коммуницировать с клиентами, коллегами, руководством; устранять конфликтные ситуации; принимать спонтанные самостоятельные решения и при этом быть в команде. Много того, к чему профессиональные навыки не имеют отношения, но что занимает большую часть рабочего дня. Отсутствие мягких навыков рассматривается как понижение в оценке профессионализма сотрудника.

Hard и Soft skills – жёсткие и мягкие навыки. К жёстким относятся узкие профессиональные умения, специфичные для каждой профессии. Мягкие навыки – личные свойства, универсальные для любой деятельности. На 85% отвечают за карьерный рост в профессии.

Современное корпоративное обучение коррелирует с такими параметрами, как доступность, удобство, усвоение. Пересматриваются не только бюджеты, но и сам формат обучения. В T&D - и L&D-секторе корректируется подход к образованию: теперь важно обеспечить полноценное обучение сотрудников, не привлекая сторонних специалистов. Создавать свои обучающие программы, используя высокий технологичный уровень и выстраивая подготовку полностью под свои потребности – 64% респондентов.

T&D – от англ. training & development – тренинг и развитие. L&D от англ. learning & development – обучение и развитие. Аббревиатурами обозначается производительность компаний, направленная на повышение квалификации персонала: планирование, разработка программ, SAAS-решения, тренинги и другие корпоративные обучающие форматы. Разница понятий настолько размыта, что термины используют как синонимы.

Тенденции в обучении фронт-линии

Для топ-менеджмента или менеджеров среднего звена могут применяться услуги провайдеров и внешних экспертов, для персонала Front-line – свои наработки и свои специалисты.

К персоналу фронт-линии или линейному персоналу относится большая часть работающих кадров – это сотрудники первой линии взаимодействия с покупателем или клиентом в ритейле или сфере услуг.

Разработка приложения экономит на приглашении специалиста для рутинных задач или привлечении своих опытных сотрудников
Разработка приложения экономит на приглашении специалиста для рутинных задач или привлечении своих опытных сотрудников

Это сразу меняет всю расстановку сил, и внедряются новые решения, способные удовлетворить запросы бизнеса и по мягким навыкам особенно. Тенденция такова, что деятельность по настройке корпоративной системы обучения сохраняется у приглашённых T&D- и L&D-специалистов: бизнес-тренер, спикер, методолог, методист, коуч, ментор, но основной рутинный процесс обучения делегируется digital-системам.

  • Разработка приложения экономит на приглашении специалиста для рутинных задач или привлечении своих опытных сотрудников.
  • Приложение рассчитано на практически безграничное количество потоков обучающихся 24/7.
  • Позволяет каждому отрабатывать проблемные моменты без синхронизации с общей системой.

Коммуникация и командная работа

В 2022-2024 годах в корпоративном обучении лидируют базовые Soft skills: навыки коммуникации, эмпатии, умение вести переговоры, тайм-менеджмент, которые в комплексе являются фундаментом навыков продаж. Среди запросов к провайдерам корпоративного обучения этот входит в первую тройку. 69% копаний сконцентрированы на развитии мягких навыков у своих сотрудников*. Коммуникация и командная работа – самые упоминаемые навыки при приёме на работу, которые не зависят от рода деятельности, но сотрудник, прокачавший их в любой профессии, ценится в разы больше.

В среднем по стране данные навыки не на высоком уровне. На фоне узких профессиональных умений, тренируемых практикой, мягкие навыки трудно усваиваются. Обучение более длительное и затратное и не всем даётся легко. Взрослым приходится ломать устоявшиеся привычки коммуникации, это влияет на мотивацию к обучению у работников.

Диалоговые тренажёры и симуляторы решают проблему низкой мотивации сотрудников к обучению
Диалоговые тренажёры и симуляторы решают проблему низкой мотивации сотрудников к обучению

Корпоративное обучение принимает два вызова.

1. Внедрение новых вариантов обучения на фоне инерционного подхода вебинаров и тренингов в онлайн-формате или лицом-к-лицу.

В онлайн не тренируется практический навык, возникает усталость от информативного потока. В офлайн-обучении не ведётся аналитика и не подводятся промежуточные итоги, курс обучения по времени ограничен, а вовлечение сторонних L&D-специалистов малый и часто средний бизнес избегают.

Смешение онлайн и офлайн-образования рассматривается как стратегическое средство для достижения результатов по подготовке персонала, которое позволяет преодолеть явные недостатки обоих направлений, сконцентрировав преимущества.

  • Единоразовая разработка решения с возможностью корректировать уроки.
  • Сокращение времени на прохождение обучения.
  • Условия индивидуального обучения (как кому удобно).
  • Выход на выполнение плана новых сотрудников.

2. Стимулирование линейного персонала к прохождению дополнительной профессиональной подготовки при отсутствии мотивации.

Диалоговые тренажёры и симуляторы, как SaaS-модель с максимально комфортными условиями для пользователя, решают проблему низкой мотивации сотрудников к обучению. Речевая практика формирует необходимые навыки, геймифицированный подход вовлекает в процесс, ИИ-персонаж даёт обратную связь, заменяя бизнес-тренера в офлайн, независимый процесс обучения на mobile/PC/VR-устройствах, фиксируется вся аналитика и статистика.

Навыки коммуникации работают через речь. Эффективная коммуникация происходит на автомате, не обдумывая, что и кому сказать, не напрягаясь от возможной ошибки. Для тренировки этих умений бесполезно прослушивание многочасовых записей в онлайн, это не решит задачу (должно включаться интуитивное сканирование ситуации и реакция), как и наставничество реального тьютора в офлайн, для закрепления навыка может просто не хватить учебных часов. Диалоговые симуляторы на поверхностном уровне тренируют речевые навыки и на глубинном учат мгновенно анализировать ситуацию и выдавать спонтанные реакции.

Вариант тренировки коммуникационных навыков с помощью диалоговых симуляций.

Представители крупного бизнеса, лидеры в своей области, запускающие обучение мягких навыков и использующие VR-формат. Среди ритейла Перекрёсток, Магнит, X5 Group, Leroy Merlin, Лента внедрили решения по развитию Soft skills своих сотрудников. Ростелеком, ВТБ, Сбер Университет, Газпром Нефть и другие.

* https://corp.lerna.ru/potrebnosti_v_obuchenii