Корпоративное обучение – чуть ли не задача №1 для развивающихся компаний. Почти 78,7% закладывают в бюджет расходы на обучение*. Сомнения в необходимости и пользе подготовки сотрудников остались в предпандемийном периоде, сегодня об этом не спорят.
Корпоративное образование нацелено на развитие Hard и Soft skills, где профессиональные компетенции уступают по значимости мягким или, как их называют, общечеловеческим навыкам. Именно вторые стимулируют продвижение компании. В профессиональной среде работнику нужно решать возникающие задачи; коммуницировать с клиентами, коллегами, руководством; устранять конфликтные ситуации; принимать спонтанные самостоятельные решения и при этом быть в команде. Много того, к чему профессиональные навыки не имеют отношения, но что занимает большую часть рабочего дня. Отсутствие мягких навыков рассматривается как понижение в оценке профессионализма сотрудника.
Hard и Soft skills – жёсткие и мягкие навыки. К жёстким относятся узкие профессиональные умения, специфичные для каждой профессии. Мягкие навыки – личные свойства, универсальные для любой деятельности. На 85% отвечают за карьерный рост в профессии.
Современное корпоративное обучение коррелирует с такими параметрами, как доступность, удобство, усвоение. Пересматриваются не только бюджеты, но и сам формат обучения. В T&D - и L&D-секторе корректируется подход к образованию: теперь важно обеспечить полноценное обучение сотрудников, не привлекая сторонних специалистов. Создавать свои обучающие программы, используя высокий технологичный уровень и выстраивая подготовку полностью под свои потребности – 64% респондентов.
T&D – от англ. training & development – тренинг и развитие. L&D от англ. learning & development – обучение и развитие. Аббревиатурами обозначается производительность компаний, направленная на повышение квалификации персонала: планирование, разработка программ, SAAS-решения, тренинги и другие корпоративные обучающие форматы. Разница понятий настолько размыта, что термины используют как синонимы.
Тенденции в обучении фронт-линии
Для топ-менеджмента или менеджеров среднего звена могут применяться услуги провайдеров и внешних экспертов, для персонала Front-line – свои наработки и свои специалисты.
К персоналу фронт-линии или линейному персоналу относится большая часть работающих кадров – это сотрудники первой линии взаимодействия с покупателем или клиентом в ритейле или сфере услуг.
Это сразу меняет всю расстановку сил, и внедряются новые решения, способные удовлетворить запросы бизнеса и по мягким навыкам особенно. Тенденция такова, что деятельность по настройке корпоративной системы обучения сохраняется у приглашённых T&D- и L&D-специалистов: бизнес-тренер, спикер, методолог, методист, коуч, ментор, но основной рутинный процесс обучения делегируется digital-системам.
- Разработка приложения экономит на приглашении специалиста для рутинных задач или привлечении своих опытных сотрудников.
- Приложение рассчитано на практически безграничное количество потоков обучающихся 24/7.
- Позволяет каждому отрабатывать проблемные моменты без синхронизации с общей системой.
Коммуникация и командная работа
В 2022-2024 годах в корпоративном обучении лидируют базовые Soft skills: навыки коммуникации, эмпатии, умение вести переговоры, тайм-менеджмент, которые в комплексе являются фундаментом навыков продаж. Среди запросов к провайдерам корпоративного обучения этот входит в первую тройку. 69% копаний сконцентрированы на развитии мягких навыков у своих сотрудников*. Коммуникация и командная работа – самые упоминаемые навыки при приёме на работу, которые не зависят от рода деятельности, но сотрудник, прокачавший их в любой профессии, ценится в разы больше.
В среднем по стране данные навыки не на высоком уровне. На фоне узких профессиональных умений, тренируемых практикой, мягкие навыки трудно усваиваются. Обучение более длительное и затратное и не всем даётся легко. Взрослым приходится ломать устоявшиеся привычки коммуникации, это влияет на мотивацию к обучению у работников.
Корпоративное обучение принимает два вызова.
1. Внедрение новых вариантов обучения на фоне инерционного подхода вебинаров и тренингов в онлайн-формате или лицом-к-лицу.
В онлайн не тренируется практический навык, возникает усталость от информативного потока. В офлайн-обучении не ведётся аналитика и не подводятся промежуточные итоги, курс обучения по времени ограничен, а вовлечение сторонних L&D-специалистов малый и часто средний бизнес избегают.
Смешение онлайн и офлайн-образования рассматривается как стратегическое средство для достижения результатов по подготовке персонала, которое позволяет преодолеть явные недостатки обоих направлений, сконцентрировав преимущества.
- Единоразовая разработка решения с возможностью корректировать уроки.
- Сокращение времени на прохождение обучения.
- Условия индивидуального обучения (как кому удобно).
- Выход на выполнение плана новых сотрудников.
2. Стимулирование линейного персонала к прохождению дополнительной профессиональной подготовки при отсутствии мотивации.
Диалоговые тренажёры и симуляторы, как SaaS-модель с максимально комфортными условиями для пользователя, решают проблему низкой мотивации сотрудников к обучению. Речевая практика формирует необходимые навыки, геймифицированный подход вовлекает в процесс, ИИ-персонаж даёт обратную связь, заменяя бизнес-тренера в офлайн, независимый процесс обучения на mobile/PC/VR-устройствах, фиксируется вся аналитика и статистика.
Навыки коммуникации работают через речь. Эффективная коммуникация происходит на автомате, не обдумывая, что и кому сказать, не напрягаясь от возможной ошибки. Для тренировки этих умений бесполезно прослушивание многочасовых записей в онлайн, это не решит задачу (должно включаться интуитивное сканирование ситуации и реакция), как и наставничество реального тьютора в офлайн, для закрепления навыка может просто не хватить учебных часов. Диалоговые симуляторы на поверхностном уровне тренируют речевые навыки и на глубинном учат мгновенно анализировать ситуацию и выдавать спонтанные реакции.
Вариант тренировки коммуникационных навыков с помощью диалоговых симуляций.
Представители крупного бизнеса, лидеры в своей области, запускающие обучение мягких навыков и использующие VR-формат. Среди ритейла Перекрёсток, Магнит, X5 Group, Leroy Merlin, Лента внедрили решения по развитию Soft skills своих сотрудников. Ростелеком, ВТБ, Сбер Университет, Газпром Нефть и другие.