Законопроект о расширении полномочий спецслужб опубликован на сайте Госдумы. Согласно пояснительной записке, бороться со всеми видами беспилотной техники смогут Росгвардия, МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН и Главное управление специальных программ президента.
Устранять потенциальную угрозу будут посредством «уничтожения или повреждения, а также подавления или преобразования сигналов дистанционного управления». Сейчас допустимо сбивать только летательные аппараты.
Инициатива появилась не на ровном месте. Только за последние пару месяцев власти нескольких российских регионов, в том числе Подмосковья, сообщали о падении или прямых атаках беспилотников. Были пострадавшие.
Несколько необычным кажется включение в перечень подземных беспилотников. Но технологии дошли до того, что угрозу уже не исключают и из недр. Комментирует один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Александр Хинштейн депутат Госдумы «Про подземные аппараты на территории России или в зоне СВО — такие примеры мне неизвестны. Про наземные беспилотники, к сожалению, такие примеры уже есть перед глазами. Ну и морские, к сожалению, — также такие примеры есть, и они, увы, не единичны. Не далее как на прошлой неделе, в частности, была пресечена атака морских надводных беспилотников в городе Севастополе. Беспилотники, двигающиеся в каких-либо подземных коммуникациях, уже существуют. Другой вопрос, что пока их у нас нет, ну или мне неизвестно о случаях их применения».
Генеральный директор ассоциации предприятий AeroNext Глеб Бабинцев полагает, что для беспилотников должны быть указаны технические требования, благодаря которым спецслужбы смогут определить: свой или чужой. По мнению эксперта, расширение полномочий спецслужб касательно беспилотников обоснованно. Оно не должно отрицательно повлиять на развитие беспилотной индустрии. Навредить ей могут инициативы из регионов, говорит Бабинцев.
Глеб Бабинцев генеральный директор ассоциации предприятий AeroNext «Но сегодня есть и другие нормативные акты, принимаемые на уровне губернаторов, которые запрещают полеты всех беспилотников. Это точно оказывает сдерживающий эффект, и по прошлому году я думаю, что индустрия потеряла процентов 12, наверное, в своем развитии, быть может, выжила только за счет того, что увеличился заказ других целей, заказ техники. Если это будет дальше продолжаться, то индустрия вся встанет и потом тем бойцам, которые сегодня работают, некуда будет вернуться: рабочих мест на рынке не будет, рынок просто стагнирует. Поэтому тут надо очень внимательно думать и идти не путем запретов, а путем создания механизмов эффективной защиты от противоправного применения».
Основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей Дрон» Дмитрий Поляков рассказал, что до уничтожения силовиками его аппаратов дело не доходило, но напряжение растет и от некоторых заказов на полеты приходится отказываться.
Дмитрий Поляков основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей Дрон» «Крайне сложно получать разрешения, мы работаем с разными киносъемочными компаниями. Также сильно повысилась тревожность среди населения: они видят эти видео из военного конфликта, где повсеместно применяются беспилотники, вызывают полицию, мы чувствуем опасность, пилоты переживают. Я сегодня сам работал пилотом. Пока что это психологический дискомфорт из-за возможности общения с сотрудниками полиции».
Сегодня рынок беспилотников — один из самых быстрорастущих в мире. В России последние годы он тоже активно рос. Но 2022 год принес ощутимые проблемы: разрыв импортных и экспортных цепочек, технологические ограничения для российских компаний. Тем не менее год назад Минпромторг прогнозировал, что к 2030 году рынок российской беспилотной авиации должен вырасти почти в десять раз, до 120 млрд рублей.