Сегодня нам малопонятно - что же привлекло к картине «Свежий кавалер» Павла Федотова такое внимание современников. Вроде бы ничего особенного на не ней изображено – так, бытовая зарисовка и всё. Однако мы смотрим на эту картину глазами нынешнего человека, уже не очень понимающего разные интересные детали, разбросанные по полотну.
Итак, чего же мы, живущие в XXI веке, не видим в этой картине, что хорошо видели современники Федотова - ведь картина вызвала в свое время настоящий фурор.
Почему?
Давайте разбираться.
Для начала отметим пародийность картины по отношению к традициям академической живописи того времени: герой, бедный чиновник, стоит посреди своей жалкой обстановки и беспорядка в позе античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и с папильотками в волосах вместо лаврового венка.
Всё станет яснее, если вспомнить, что альтернативное название картины – «Утро чиновника, получившего первый крестик». Итак, перед нами представитель чиновничьего племени в утренней домашней неприглядности. Его халат смахивает на римскую тогу, а папильотки в волосах – на лавровый венок. Но намеренные античные отсылки и цезарева величественность позы курьёзны и жалки в тесноте и впечатляющей грязи обстановки. Так, в первой же картине Павла Федотова русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом.
Итак, в центре картины – чиновник в позе римского оратора, рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Гордясь собой, он указывает на орден, в ответ беременная кухарка («дурная связь») демонстрирует рваный сапог.
Так что перед нами настоящая пародия на героические сцены в античном духе.
А теперь о самом награжденном и о том – чем же он награжден.
На картине чиновник получил орден Святого Станислава 3-й степени, который был младшим в иерархии государственных наград и часто использовался для отличия чиновников низкого ранга.
И что из того? Ну, орден и орден. А вот тут-то и вся соль. До 1845 года в Российской империи награждение любым орденом давало потомственное дворянство, а значит, намного повышало социальный статус, и было для многих предметом вожделения. Кстати, чтобы ограничить расширение высшего сословия, правительство с июля 1845 года даже прекратило награждение низшими степенями ордена Святого Станислава.
Так что чиновник на картине не зря хорохорится – ведь он с этого момента стал дворянином! А это уже не шутки!
Увы, награда контрастирует на полотне с самим видом новоиспечённого кавалера: гордое и чванливое выражение лица, поза римского сенатора, закутанного как будто в тогу, а не потрёпанный халат, да и орден, прикреплённый не на мундир, а тот же халат – всё это должно вызвать у зрителя чувство противоречия и несоответствия события и его восприятия главным героем.
Зато ирония изображённой слева от орденоносца служанки вполне совпадает с нашей, зрительской. Простая горничная, перед которой выставляет свой халат кавалер, смотрит на него с нескрываемой насмешкой и демонстративно держит в руках старые стёртые сапоги хозяина. Комичность образа чиновника, возомнившего себя важной птицей после получения мелкой награды, подчёркивается папильотками в его голове (может быть, с похмелья у героя они превращаются в лавровый венец?) и его босыми ногами.
Обстановка вокруг также показывает контраст между отношением кавалера к себе и суровой реальностью. В комнате орденоносца разномастная мебель, повсюду царит страшный беспорядок, вещи разбросаны. На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете.
Слева по краю: свечные щипцы, бритва, помазок и круглое настольное зеркало на резной ножке, повёрнутое к хозяину комнаты. Он только что побрился, накрутил волосы для будущей причёски и примеряет награду прямо на халат – мундирный фрак со значком «За 15 лет беспорочной службы» находится тут же на спинке стула, потрёпанное сиденье которого обдирает когтями кошка. Кстати, мундирный фрак этот - самый простой и дешёвый из видов форменной одежды, использовавшийся низшими категориями чиновников вместо вицмундира, полагавшегося высшим должностям для вседневного ношения. Самые бедные чиновники не имели мундира, постоянно нося именно мундирный фрак (это уточнение от моего подписчика под ником исторические мелочи, за что ему огромное спасибо).
В общем, всё это вместе взятое – зрелище жалкое, но оно не мешает новоиспечённому кавалеру лелеять свои амбиции. Он мечтает быть не хуже всех и идти в ногу со столичной модой – об этом нам говорят лежащие на столе щипцы для завивки волос, зеркальце и бритвенные принадлежности. Лежащая под стулом модная книга (по мнению многих специалистов – нравоучительный роман близкого к власти Фаддея Булгарина «Иван Выжигин») тоже говорящая деталь. Но книга просто валяется под стулом – похоже, наш герой не смог освоить и её.
В общем, беспорядок вокруг страшный. На полу пустые бутылки, разбитая тарелка, среди осколков которой хвосты и головы селёдки, излюбленной закуски русского человека. Тут же подсвечник, поломанный стул, гитара с порванными струнами, всякая мелочь – вероятно, попойка была буйно-весёлой. Небольшой раскладной стол уставлен графинами, бутылками, прочей посудой. На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа.
А еще под столом справа виднеется спящая собака.
В общем, перед нами хаос – но очень красноречивый, его интересно «читать», как книгу: картина Павла Федотова невероятно насыщена говорящими деталями. А изображенный им предметный мир усиливает печальное впечатление от происходящего.
Подобная трактовка образов была совершенно новой для русского искусства того времени. Уже современники Федотова осознавали, что замысел его картин значительно шире, чем описание житейских сцен или критика нравов обывателей. В центре внимания оказываются глубокие внутренние противоречия, связанные с жизнью человека и общества.
Так что если отойти от всех этих мелких деталей и посмотреть на картину шире, то получается достаточно интересно. Герой картины – мелкий чиновник, прослуживший 15 лет. И заметьте – ничего особенного за эти 15 лет он не нажил. А ведь мог, что часто бывало в то время, где любая должность была кормилом. Значит, он не взяточник, а человек честный, иначе бы жил куда богаче и чище. Так что не всё тут так прямолинейно и просто.
Огарок свечи говорит, что Станислава отмечал наш герой долго. А вот с кем? Сам по себе в одиночестве? А вот и нет! Могу поспорить, что многие не заметили, что на картине изображено три человека, а не два.
Но почему три? Потому что если присмотреться внимательно, то можно увидеть под столом гостя нашего новоиспеченного кавалера. Это отставной солдат, а на его груди – два «Егория», то есть два солдатских креста ордена Святого Георгия Победоносца или одна медаль и один орден.
Так что помещая георгиевского кавалера под стол, Федотов явно обличает не героев картины, а столичное общество, которое видело в таких орденоносцах «гостей не лучшего тона».
И этот Георгиевский кавалер специально показан таким незаметным. Возможно, это ветеран Отечественной войны 1812 года. Или вернувшийся инвалид с Турецкой войны 1828–1829 годов. Или участник похода против восставших поляков… Впрочем, это не так уж и важно…
Так или иначе, но в столице такие ветераны явно не пользовались большим уважением, раз они были вынуждены «приставать с паспортом к проходящим», то есть, выйдя в отставку после долгих, почти нескончаемых, 25 лет армейской службы по рекрутскому набору, бывшие солдаты часто были вынуждены искать работу или приработок и приставали ко всем чиновникам, показывая всем свой паспорт – дескать, я не беглый, я действительно бывший служилый (беспаспортных брать на работу запрещал закон).
Таким образом, всё это осуждение героев в описании картины – просто политес для поверхностной публики, а внимательный зритель прекрасно понимал, что художник смеётся не над своими героями (скорее он над ними подтрунивает, а не обличает). По сути, художник смеялся над якобы добродетельными началами «приличного общества».
Вот и выходит, что Павел Федотов иронизирует над «приличным обществом», противопоставляя ему мир честных и бедных трудяг, которым ничего не оставалось, как довольствоваться тем обществом, которое у них было.
Вот и выходит, что нашему мелкому чиновнику, получившему, наконец-то, орден Святого Станислава 3-й степени, — пришлось праздновать это очень важное в его жизни событие с кем попало, а не с кем ему наверняка бы хотелось. Увы…
Так ч то получается, что, на картине не один кавалер, а несколько. Один – главный герой, получивший орден. Кстати, он кавалер и для своей сожительницы. И второй кавалер – солдат под столом. Так сколько же тут кавалеров? И в каком смысле?
В общем, такая насыщенность деталями (как обычно у Федотова), превращает эту картину в своего рода «живописный текст», который следует внимательно читать, разгадывая таким образом смысл происходящего, ускользающий от нас, но хорошо понятный современникам художника. Именно поэтому они так живо восприняли это необычное для своего времени полотно.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
А если кто-то еще не подписался на мой канал - есть такая возможность. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации об этой замечательной картине: