Найти в Дзене
Аристарх Барвихин

История создания и суть замечательной картины «Свежий кавалер» Павла Федотова. Часть 2.

«Свежий кавалер» – картина, после которой художник Павел Андреевич Федотов (1815-1852) проснулся знаменитым. Еще недавно в моде были пышные исторические композиции, а Карл Брюллов убеждал Федотова, что тому недостаёт знаний и академической выучки, чтобы дерзать быть художником. Но к середине 1840-х в русской культуре сформировался мощный тренд не на возвеличивание, а на критику жизни. В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов. В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова. Однако обо всём по порядку. Самобытный и не похожий ни на кого живописец Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи. Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет чел
Фото автора канала
Фото автора канала

«Свежий кавалер» – картина, после которой художник Павел Андреевич Федотов (1815-1852) проснулся знаменитым. Еще недавно в моде были пышные исторические композиции, а Карл Брюллов убеждал Федотова, что тому недостаёт знаний и академической выучки, чтобы дерзать быть художником. Но к середине 1840-х в русской культуре сформировался мощный тренд не на возвеличивание, а на критику жизни. В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов. В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова. Однако обо всём по порядку.

Самобытный и не похожий ни на кого живописец Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи.

Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Эти полотна в русском искусстве XIX века были новаторством.

В мир изобразительного искусства Павел Федотов пришел из армейской среды. Он служил в столичном Гвардейском Финляндском полку. Многочисленные таланты молодого офицера обратили на себя внимание высочайших особ. Император Николай I, оценив способности Федотова-рисовальщика, позволил ему досрочно уйти в отставку. Царь желал видеть в бывшем гвардейце художника-баталиста.

Надо сказать, что Павел Андреевич Федотов был невероятно талантливым человеком. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Во время учебы в Московском кадетском училище достиг таких успехов, что оказался в числе четырёх лучших учеников. Однако страсть к живописи победила всё. Уже во время службы в Финляндском полку Павел записался в классы Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Александра Зауервейда.

Однако для учёбы он оказался уже слишком взрослым, о чём не преминул ему сказать другой преподаватель академии Карл Брюллов. В те времена художеству начинали учить рано, обычно в возрасте от девяти до одиннадцати лет. А Федотов давно перешагнул этот рубеж… Но он старательно и много работал. Вскоре у него стали получаться неплохие акварели с изображением воинской службы.

Учителя Павла Андреевича остались недовольны трудами начинающего художника. Они хотели получить от него вылощенность и вылизанность в изображении. А Федотов тяготел к изображению не парадной жизни, а к ее правде.

Только дома он отводил душу, изображая самые обыденные сцены, освещённые добродушным юмором. В итоге то, чего не поняли Брюллов и Зауервейд, понял Иван Андреевич Крылов. Баснописец случайно увидел эскизы молодого живописца и написал ему письмо, убеждая оставить навсегда лошадей и солдат и приняться за настоящее дело — за жанр. Один художник чутко угадал другого.

Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Теперь трудно представить, как бы сложилась его судьба, если бы он не послушал Ивана Андреевича. И не оставил бы художник такой же след в русской живописи, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин в литературе. Он одним из первых живописцев середины XIX века решительно встал на путь критического реализма и начал изображать реалии русской действительности.

По сути Павел Федотов стал основоположником городского жанра точно так же, как А.Г. Венецианов стал основоположником жанра сельского. Но если деревня рассматривалась как «приют отдохновения», то город как «вертеп порока», следовательно, задача художника – высмеять порок.

Первой работой Федотова на сюжет о бедном офицере, хвастающемся перед кухаркой своим первым орденом, был рисунок, созданный ещё в 1844 г. в серии критических бытовых сцен.

Набросок к картине «Свежий кавалер».

Адрес изображения: https://goo.su/KZF1C
Адрес изображения: https://goo.su/KZF1C

Этот рисунок вместе с остальными увидел И. А. Крылов, который (как я уже сказал) посоветовал ему развиваться дальше в этом направлении. Тогда начинающий художник решил превратить зарисовку об утре офицера в свою первую полноценную сюжетную картину со сложной композицией.

«Свежего кавалера» Павел Федотов впервые пишет маслом. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, шла тяжело, хотя замысел сложился давно. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления — полной реалистичности, материальности изображённого мира. Художник работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства. К слову, за это его впоследствии упрекали критики. Впрочем, кто сейчас их вспомнит, а вот картина Федотова пережила всех и известна по сей день.

«Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев», — записал Федотов в дневнике по поводу работы над картиной.

Готовую картину вместе со своей второй работой («Разборчивой невестой», написанной в конце 1847 г.) он представил в мае 1848 г. на суд Академии художеств.

И случилось чудо — Карл Брюллов, который до этого не особо привечал Павла Андреевича, дал его полотнам самую высокую оценку. Советом Академии его выдвинули на звание академика и назначили денежное пособие. Это позволило Федотову продолжить начатую картину «Сватовство майора». В 1848 году она вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой» появляется на академической выставке, произведя настоящую сенсацию как в академической среде, так и среди столичной публики.

Всем трем картинам Павла Федотова суждено было проложить путь к сердцам зрителей и открыть для них художника нового типа, критика и пародиста.

Картина, о которой я рассказываю в этой серии публикаций, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки». Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Фото автора канала
Фото автора канала

Все три названия картины повествуют о её сюжете. Мы видим обычного среднего чиновника на утро после получения им первого ордена и празднования столь важного события.

В центре комнаты виновник торжества – он застыл в подчеркнуто величественной, героической позе. Иронизируя, художник уподобляет его римскому патрицию, который позирует, как в тоге, завернувшись в рваный халат. Чиновник высокомерно взирает на свою кухарку, требуя преклонения перед собственной персоной. Кухарка же смеется над ним, поднося к его лицу подошвы прохудившихся сапог.

Федотов и на самом деле ничего не выдумывал – в процессе работы он под разными предлогами заходил в трактиры, комнаты, где обитали постояльцы, запоминал особенности. Да художник и сам, уволившись со службы и занявшись только живописью, имел очень скудные средства и снимал подобное жильё. Птичка в клетке под потолком, ободранные стулья, прочая разномастная мебель, простая обстановка были ему знакомы не понаслышке.

Веселились зрители и глядя на главного героя картины – таких напыщенных служак вокруг было много. Они заседали в любом ведомстве, в каждой конторе, не хватали звёзд с неба и в жизни судьба их баловала крайне редко.

И что, это всё, что хотел этой картиной сказать незаурядный художник Павел Федотов? Ну, разумеется, не всё. Мы, современные люди, видим только поверхностное содержание сюжета, а ведь эта картина куда интереснее взгляда на нее человека сегодняшнего дня, человека, не ведающего тонкостей жизни середины XIX века. Так что тонкости ее сюжета и причина тех проблем, которые эта картина вызвала в жизни художника – тема отдельного рассказа. Потому что для нас, ныне живущих, главный смысл сюжета «Свежего кавалера» просто ускользает. И это происходит вовсе не потому, что Павлу Федотову не удалось в должной мере воплотить собственный замысел – а как раз наоборот. Проблема в том, что минуло 170 лет с момента создания этого шедевра (не побоюсь этого высокопарного слова) и многие бытовые реалии того времени ушли. А без них «Свежий кавалер» остаётся поверхностным и непонятным современному зрителю. И очень-очень жаль.

Так что для понимания сути «Свежего кавалера» надо подробно рассказать о подробностях тогдашней жизни, что я и собираюсь сделать в следующих публикациях. А еще я постараюсь в дальнейшем объяснить - почему герой картины стоит в позе античного оратора, что за орден он получил и за что, почему в жилище такой чудовищный беспорядок и какие в картине присутствуют персонажи, что они значат, что здесь за кавалеры, да и кто тут кому кавалер. Ну и многое другое, чрезвычайно интересное с культурной и исторической точки зрения, что на большом удалении от времени создания картины современный зритель просто в ней не видит. А надо бы, иначе причина фурора, который картина в свое время вызвала, будет совершенно непонятна.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора канала
Текст и фото автора канала
А если кто-то еще не подписался на мой канал - есть такая возможность. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылка на предыдущую публикацию:

Замечательная картина «Свежий кавалер» Павла Федотова. Часть 1