Найти в Дзене

Если причастие - не панацея, а причастие есть Христос, то и Христос не панацея, то есть не Сущий, а жить без Христа - мука.

Простите не знаю как зовут, меня Андрей, спасибо за конструктивный комментарий и уже диалог. Вы пишите:

"Призываю лишь с осторожностью относиться к столь частому причащению - все таки наша жизнь сильно далека от первых христиан- хотя бы тем, что на нас нет гонений и значит нет этого смертельного ощущения жизни на острие -как было у них до официального государственного установления Церкви в Византии), когда каждый день мог окончиться казнью и мученичеством) Правила первых веков тоже были приняты с учетом условий и соотношения с жизнью тех веков) только представьте пошел на причастие - и вместо службы угодил как христианин в амфитеатр ко львам.

И конечно помнить что причастие не магия, которая помогает сама собой просто в силу частого прибегания к ней) в причастие нет автоматизма- нет жесткого закона "чаще- значит всегда точно лучше") иначе Христос нашел бы способ каждый час и секунду причащать своих учеников) а Он лишь раз это делает) и дал бы нам такой путь ежечасно/секундно причащаться) а отшельники/пустынники- так никуда бы из храмов даже и не уходили) Охлаждение/выгорание возможны при любом из вариантов)

Так что никуда без рассуждения и соотнесения со своим внутренним состоянием и опытом)"

Чтобы начать отвечать, освежаю память и читаю в интернете: "Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшные для христиан".

Понятно, что и до 64 года с 33 были гонения, но носили несистемный и негосударственный характер.

Уверовавшие во Христа люди собирались на молитву постоянно и преломляли хлеб, т.е. причащались каждый день. Существовала традиция самопричащения, когда верующие уносили с собой домой причастие, и сами себя причащали. Особенно это было важно при гонениях, чтобы перед казнью себя причастить. Люди причащались постоянно и чаще, чем один раз в день, т.е. несколько раз в день, так как это был Хлеб и вино, самые естественные для употребления продукты. Были однако и люди, которые стали использовать Частички причастия в магических целях, если это Господь - то почему бы этим не воспользоваться?

Потребовалось как-то ограничивать этот процесс, и еще в 7-8 веках на соборах упоминается правило, которое запрещает самопричащение, т.е. даже до 7-8 века людей не могли отучить самостоятельно причащаться. И скорее всего люди не препятствовали себе причащаться постоянно, может быть даже чаще чем 1 раз в день. А например перед каждой едой или после каждой еды, или вечером и вспоминая Господа: "Сие творите в мое воспоминание". Поэтому как раз для того, чтобы люди чаще причащались и прибегали ко Господу, Господь оставил способ причащения самый удобный и самый приятный.

Насчет осторожности, я понимаю вас, я тоже вырос на духовных книгах, которые призывают постоянно трезвиться, не доверять себе, полностью отсечь свою волю и прочее. Мы так жили более 20 лет, народили 7 детей, стабильно 1-2 раза в месяц "разводились", потом через час-день-два снова мирились, причащались, разумеется, как рекомендуют 1-4 раза в год, а иногда и того реже.

Эта жизнь и ее плоды очень хорошо известны. Очень много православных семей распалось или перестали ходить в храм, дети даже сильно верующих не сильно переняли веру. Даже многодетные православные семьи, когда дети выросли, словно срываются и пытаются наверстать упущенное. Вера просто на глазах таит. Когда только воцерковившиеся, год, два, десять - это еще хватает сил, а потом уже очень часто сильный упадок всего.

Но начав постоянно причащаться, все начало вставать на свои места. Когда, я на практике понял действенность постоянного причащения, перестал стесняться Господа, смог говорить с друзьями не воцерковленными о Боге, креститься при них - что становится естественным, когда вера становится не просто верой (то ли есть, то ли нет), а знанием - точно есть.

А знание, что Господь точно есть, можно получить, если соприкоснуться с Богом, а в причастии мы имеем самый что ни на есть прямой физический контакт с Господом. Причем так как в причастии есть Весь Христос, т.е. все частички исторического тела Христа - БогоЧеловека, то обоживание происходит не только рта, языка, желудка, но всех клеточек нашего организма, это без учета духа и души. Т.е. плотнее контакта быть просто не может. После этого конечно же начинаешь уже не верить, но и знать Господа.

При этом я открыл на практике для себя, что частое причастие и соединение с Господом происходит тем действеннее, чем мы более позволяем себе быть со Христом, а также не стесняться этого и говорить об этом. Вначале мы говорили постоянно с женой о Боге, о причастии, о Христе. Казалось бы, ну о чем можно говорить больше чем 15 минут. А тут каждый день по часу-два. Это, во-первых оказалось благодатным, т.е. духовно радостным, но и еще и полезным духовно. Молюсь утренним правилом, и приходят какие-то образы, открытия. Хочется поделиться с этим с женой. А так как жена постоянно детьми обвешана, они кричат и все остальное, то не всегда можно излиться своими духовными открытиями жене. Друзья тоже не выход. Остался самый простой способ - найти сочувствующих. И я стал вести канал.

Рассказывать публично о Христе оказалось еще более благодатным и щедрым на дары от Христа. Тогда я понял, что исповедование Христа, проповедь о Нем, свидетельствование есть самое что ни на есть естественное для христианина. Ведь как влюбленный не может ни думать, ни говорить ни о чем другом, как только о своей возлюбленной, так и любящее Господа сердце только воспламеняется еще сильнее от любви ко Господу, когда свидетельствует о Нем.

А как влюбленный рассказывает друзьям о своей любимой? Он говорит: мы встретились, взялись за руки, пошли туда-то туда-то, сделали то-то, то-то, поговорили о том-то, о том-то. Т.е. есть некое действие соединения, о чем делятся с ближними от радости и от желания вспомнить об этом приятном моменте.

А Господе можно рассказывать соответственно также: как происходит встреча и соединение во причастии с Христом. И это есть еще наша и обязанность. Ибо Христос сказал, "кто исповедует Меня перед людьми, того и исповедую и Я перед Отцем Моим".

Т.е. соединившись с Любовью, со Христом, мы не должны быть единоличными пользователями этой любви, мы обязаны делиться ей, каждый в свою меру. И тогда ее становится больше, плоды от причастия становятся бОльшими.

Поэтому выгорания не происходит. Согласен, что еще очень малый период. Как мне говорит один мой друг, считающий, что я погибаю: что покажет время.

И потом, такое ощущение, что все только впереди. Все Богопознание только начинается. И представляете, когда причащаешься один раз в неделю, это одно состояние, а когда два - если праздник был, то это уже просто совсем другое состояние. А когда на Пасхальной неделе один раз я три раза подряд причастился, радость первых минут ночной Пасхальной службы длилась все три дня не переставая - вот оно "наслаждение Христом", к чему нас призывают святые. Вот Оно - Царствие Божие, которое внутрь вас есть.

От редкости причащения, от скудости даров, которые рассеиваются между причастиями и не накапливаются создается ощущение, что можно выгореть. Фактически этот страх выгорания есть констатация факта - я уже выгорел.

Далее вы задаете резонный вопрос, который должен поколебать мою логику и разрушить цепочки рассуждений:

"за 2 тысячелетия истории Церкви - множество священников постоянно причащались - разве ж все до единого получили пользу и в рай вошли? Да нет иные и отпадали от Церкви несмотря на частые причастия) это не панацея)"

Логично, что причастие не панацея, если батюшки не чувствуют в ней панацеи для самих себя. Но ведь не у всех.

Мы живем в духовной реальности Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Они самые распропагандированные святые у нас на Руси, и соответственно их духовный опыт и их духовные советы ложатся за основу многих духовных православных практик. Скажем так.

Но был еще третий святой. Который стоит резко в стороне. Если первые два были облечены в епископский чин и фактически были связаны по рукам и ногам государственно-церковной системой, они и могли говорить только о том, что говорили. Даже если бы они хотели, они не смогли бы начать ломать систему и призывать причащаться часто. Хотя:

  • Свт. Феофан Затворник: «Плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные».(«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»; гл. 41).
  • Свт. Феофан Затворник:«Напиши на сердце: кто чуждается Святых Таинств, тот безблагодатен, то есть Духа Святого не имеет. А кто Духа Святого не имеет, тот не Христов».
  • Свт. Феофан Затворник: «У нас стали слова: "Со страхом Божиим и верою приступите!", – пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто не идет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию и на вечерю Божию». (Письма; V. 777).
  • святитель Игнатий (Брянчанинов): "Приобщение Святым Таинам установлено ежедневное. Ежедневное приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнью. «Частое причащение жизни, – сказал Василий Великий, – что иное значит, как не частое оживление?». Частое причащение – что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающейся из Христа; жизнь – Христос водворяется в человеке."

Третий святой - это Иоанн Кронштадтский. Он совершил духовную революцию и направил церковь на древне-христианский обычай - частого причащения. Он был полностью свободен и ничего не боялся. И каких плодов он достиг! Сколько всего только построено через его руки! В своих дневниках он оставил ежечасное духовное руководство для пастырей. Бери и пользуйся. Например видно по его дневникам, как росла вера в нем. И если начиналась вера с редких служб по расписанию и упоминанием Бога, то закончилась ежедневным служением, и беспрестанным упоительным упоминания сладчайшего имени Господа Нашего Иисуса Христа.

Отвечая на ваш вопрос о не-панацеи для священников причастия: это лишь касается тех, кто так к причастию, т.е. ко Христу относится. Если Христос - не есть панацея, т.е. не есть Сущий, то как Христос может воцариться в сердце у такого батюшки? Нужно сначала отдать Господу свое сердце. Если батюшка не знает таким образом Христа, и не призывает своих прихожан ко Христу, т.е. ко причастию, т.е. батюшка просто не имеет веры во Христа. Он верит в Бога, как в ветхозаветное время. И получается причащается себе в осуждение. Но это не значит, что причащающиеся от него другие прихожане не получают Христа. Каждый получает по своей вере именно во Христа. Не просто в Бога. Это ветхий завет. А именно во Христа: "Во Христа крестихтеся, во Христа облекостеся".

«Азъ Есмь Сущий»
«Азъ Есмь Сущий»

Батюшки кстати очень страдают от этого, несут страшные духовные муки и многие из них не могут поэтому понести свой священнический крест. Я лично знаю не мало бедных батюшек, их бедных матушек, их бедных детей. Все стрелы дьявола устремлены на них, а они остаются без защиты.

Дай, Господи, нашим батюшкам познать Тебя, Господа Нашего Иисуса Христа, сердцем, душой, духом, всем разумением своим, всею крепостию своею!