А теперь вернёмся к Марку Цукербергу и его интервью. Помните всё это? "Воплощённый интернет" или "3D-метавселенная", где до конца этого десятилетия планируется устроить территорию полного виртуального присутствия. А поскольку эти прогнозы делает основатель Facebooka, поглотившего Instagram, WhatsApp и прочие IT-гиганты, то стоит задуматься, чего ожидать Церкви в этих новых обстоятельствах? Памятуя, что сегодня только ленивый не говорит о рукотворности ковид-19, то может закрасться мысль: а не затеяна ли вся эта пандемия мировыми элитами, чтобы поскорее приблизить эру метавселенной? Ну, да ладно, не будет вдаваться в конспирологию. Давайте лучше запустим #ПрогнозДня.
Поскольку Церковь это, прежде всего, люди, то можно предположить, что официальные церковные структуры будут поставлены перед необходимостью осваивать этот "воплощённый интернет". У синодальных учреждений, епархиальных управлений и приходов появятся обязательства открывать виртуальные представительства в метавселенной, а значить подключать к этому новому дивному миру свои реальные помещения и храмы для голографического присутствия там всех желающих. С миссионерской точки зрения - будет несомненно множество плюсов, в том числе, доступность священников. Но, конечно, возникнут и проблемные вопросы.
Например, "впускать" ли в сакральное пространство алтарей виртуальных гостей? С одной стороны, они будут там не телесно. Ведь делаем же мы прямые эфиры с наших алтарей во время литургии? С другой, 3D-пришельцы будут отвлекать от богослужения духовенство или даже вытворять виртуальные хулиганства. Но положим эта проблема будет решена - контур VR-присутствия будет ограничен иконостасом и солеей. Но всё же могут возникнуть и более серьёзные богословские проблемы.
Уже сегодня представители маргинальных религиозных деноминаций, вроде ПЦУ, обсуждают вопросы "онлайн-причастия" в условиях пандемии. Где гарантия, что подобным богословием не заразятся и православные? Весь этот фантастический сценарий будет легче представить, если технологии смогут погружать человека в мир, который сложно будет отличить от реального. По крайней мере, современный прихожанин может задаться вопросом: а зачем мне рисковать своим здоровьем в реальной церкви из-за, предположим, ковида-29, если моё присутствие в храме - является полноценным с точки зрения органов чувств?
Конечно, поскольку подавляющее большинство таинств совершается с помощью вполне реальных осязаемых веществ (вино, хлеб, вода, масло, св. Миро), то возникнет проблема виртуального участия в таинствах. Но есть священнодействия, где использование земных веществ не является обязательным - Покаяния, Венчания, Священства. Они первые начнут претерпевать богословские деформации. Например, вполне можно представить, что будет в какой-то мере морально оправдано исповедание умирающего больного в самом далёком уголке (галактики?) ойкумены, где живого священника можно найти только на расстоянии нескольких (световых лет?) сотен километров.
Короче говоря, в ближайшие десятилетия нас ожидают вызовы, к которым мы должны быть готовыми. Думаете, голословные фантазии? А поживём-увидим.
5