Если картина - это окно в мир окружающий, то икону можно назвать окном в мир невидимый, скрытый от глаз, духовный. И удивляет то, насколько этот духовный мир связан с миром окружающим.
Сегодня я хочу поделиться моим восхищением о том, насколько канонический язык иконы является ёмким.
Этот доклад представлен на XIV Поленовских чтениях 28 марта 2023 в г. Тамбове
Икона и образы изображённые на ней неразрывно связаны с историей христианства и, как известно, в первые века оно было гонимо. Тем не менее, даже в такой сложный период находились те подвижники, кто был крепок в своей вере, проповедовал её, встал на защиту христианства, погиб за это и впоследствии был возведен в сан святых мучеников.
Одним из них является малоизвестный у нас святой мученик Платон Анкирский, живший в конце 3 начале 4 века в месте известном сегодня как Анкара, на территории Турции.
О нем до нас дошло чрезвычайно мало информации, но точно известно, что он обладал талантом в ораторском искусстве и умением убеждать. Собственно из-за чего не мог остаться не замеченным в начале 300-х годов.
Платон был схвачен, приведён на суд к Агриппину, и как известно, после третьего суда - казнен, в месте за городом, называемым Кампус.
Вся эта информация доходит до нас благодаря сохранившейся письменности, а именно византийской версии жития 10 века. Иногда встречаются более ранние фрагменты письменности, которые не протеворечат, а наоборот, только подтверждают дошедшие до нас факты.
Например, недавно был расшифрован более ранний фрагмент письменности, похожий на стенограмму суда.
Внизу, под слоем другого текста на 4-х страницах пергамента можно прочесть пробирающие до мурашек угрозы расправой исходящие от Агриппина.
На странице приведенной на слайде написано приблизительно следующее:
Если ты не дашь мне свое согласие чтобы сделать приношение богам, посмотри на то, от каких орудий пыток тебе предстоит пострадать… Ведь тебя ждут многие мучения.
Платон, святой мученик, смеясь, ответил...
На этих же страницах записаны ответы Платона, поражает до дрожи его непоколебимость и уверенность в вере.
Текст дошел до нас именно в том виде, в котором был записан приблизительно в 6 веке и не подвергался редакции, так как пергамент использовался повторно для еврейского литургического теста, а в дальнейшем кодекс и вовсе был забыт.
Вообще, эта письменность сохранилась только благодаря тому, что её дважды пытались уничтожить. Первый раз затерли и записали другим текстом, а затем вовсе отправили в генизу, чтобы впоследствии утилизировать надлежащим образом.
Иконографических памятников также насчитывается немного. Одна из самых ранних сохранившихся икон, выполненная в технике энкаустики (восковыми красками), – конца 6 – середины 7 века, где изображен святой мученик Платон и святая мученица Гликерия.
Следующий из немногочисленных примеров, находится от 10 века, в программе росписи пещерной церкви Каппадокии.
Святой Платон, лик которого, почти полностью утрачен, уже изображается в длинном розовом плаще, украшенном камнями, держит в руке крест, как мученик, а изображение обязательно подписывается.
На фреске Афона 16 века и минее Ноября начала 17 в., так же следует обратить внимание на присутствующие отличительные элементы и цвета цвета одежд, используемые для определения лица на иконах святых мучеников.
Изображения св. Платона не так часто встречаются в русском искусстве и почитание св. муч. Платона не распространено широко, но уставной иконографический образ является сформированным и устоявшимся, на что обращали внимание при выполнении списка иконы.
Икона писалась на загрунтованной левкасом липовой доске - яичной темперой.
Икона - особый вид изобразительного искусства, здесь не предполагается делать изображение объемным с использованием падающих теней (изображенный сам является источником света). А определение пространства в иконе, в том числе, достигается с помощью грамотного распределения света и цвета.
Например, подмалевок, сделанный охрой золотистой, позволяет холодной палитре на этапе роскрыши приобрести более теплый подтон. А каждый красочный слой делается максимально тонким, чтобы добиться прозрачности.
Прозрачность красочных слоев при работе над иконой является определяющей. В иконописи традиционно не используются пигменты, полученные путем органического синтеза, а используемые традиционно пигменты имеют или кристаллическую структуру или структуру природного композита и не обладают высокими характеристиками яркости.
Повышение яркости красочночных слоев достигается на чисто физическом эффекте света, как электромагнитной волны, когда свет взаимодействует с красочным слоем по всей его глубине.
Например, свет, который пройдет только через верхнюю частицу пигмента, выходит из красочного слоя очень слабо окрашенным. (Это в случае, если красочный слой оптически не прозрачный).
Чем глубже в красочный слой проникает свет, тем через большее количество частиц пигмента он проходит и тем ярче мы видим цвет.
Таким образом, прозрачность придает сочности краскам и это влияет на ту некоторую динамику в изображении, хотя мы смотрим на полностью статичное изображение святого.
При выполнении иконы святого мученика Платона было обращено особенное внимание на устоявшиеся особенности иконографии, при этом икона выполнена в манере присущей Тамбовским иконописцам, с использованием преобладающей холодной спокойной палитры.
Икона больше чем просто картина. Она несет в себе и образ и подлинную информацию, не взирая на то, как бы давно события ни происходили и какие бы исторические периоды ни следовали.
На примере анализа литературных источников, подлинных текстов и изображений разных лет дошедших до нас связанных с св. муч. Платоном, была сделана попытка показать как иконописный образ формируется и насколько он коррелирует с бесспорными фактами.
А о каких малоизвестных святых знаете вы? Пишите в комментарии