Когда мы творим индивидуальный сценарий своей жизни?
Друзья, продолжаем знакомиться со стадиями развития человека. Сегодня поговорим о стадии от 3 до 6 лет «Сила Индивидуальности». Она нужна для осознания понимания своей индивидуальности. Кто я? Это понимание приходит при взаимодействии с другими людьми.
Ребёнок теперь напоминает цветок, который растёт среди других и понимает, что он — особенный. Он осознает, что если у него жёлтая серединка и белые лепестки, то он ромашка. Не колокольчик, не кактус, а именно ромашка.
В этот период мы обнаруживаем, что когда находим свое место среди других, начинаем лучше понимать самих себя.
Задачи этой стадии:
• Проверять, правильно ли я понимаю этот мир с помощью проб и ошибок.
Например, ребенок толкнул своего брата и увидел, что брат плачет, а мама сердится. Понимает, что так нельзя и впредь старается так не делать.
• Научиться отличать где сказка, а где реальность.
Например, в детском саду на утренник пришла Баба Яга, а потом в таких же туфлях воспитатель Мария Ивановна пела с ними песню. В этом возрасте ребенок уже начинает осознавать, что это один и тот же человек, который играет роль.
• Применять силу, чтобы влиять на людей.
Когда мы уговариваем маму, чтобы она отпустила погулять с друзьями, и обещаем за это убраться в комнате.
Если этот период прошёл успешно, то во взрослом возрасте мы сможем:
— создавать новые границы мышления и независимости,
— стремиться к новым взаимоотношениям на работе, в семье, в обществе,
— использовать новые роли при освоении нового навыка или умения.
Давайте спросим Люсю, что она чувствовала и как вела себя в этот период?
— Я задавала маме много вопросов «Почему?» Мама иногда мне не отвечала, что пугало меня и я фантазировала и объясняла сама.
— Однажды я забрала из садика игрушку, чтобы узнать, что случится. Мама рассердилась и объяснила, что так поступать нельзя.
— Ещё я стала играть в доктора и узнала, что мальчики и девочки разные. Мама мне объяснила, что когда я вырасту, обязательно во всем этом разберусь.
Итак, наша индивидуальность, которую мы создаем – это основа нашего опыта и решений. Она включает все предыдущие стадии, но теперь это имеет, как личную, так и социальную функцию. Именно в этой стадии «пишутся» сценарии своей жизни. Мы смотрим одни и те же сказки, но один человек научится, что надо быть героем и всех спасать. Другой из этой же сказки возьмёт, что надо искать свою лягушку. Третий — что можно ничего не делать, на утро чудо само произойдет. На становление индивидуальности и сценария жизни сильно влияет окружение, личный опыт и сценарий семьи, в которой растёт ребёнок.
Когда мы разобрались, что решает эта стадия — Сила Индивидуальности, возникает вопрос: "Что будет, если пройти её не так, как надо?"
В этом периоде ребёнок по каким-либо причинам может:
— спешить пройти быстрее стадию Индивидуальность,
либо
— стремиться оставаться маленьким, не взрослеть.
О последствиях этих двух вариантов подробнее я напишу в следующих постах.
Автор: Мартынюк Галина Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru