Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Черный капитан" (СССР, 1974)

Чёрный капитан. СССР, 1974. Режиссер Олег Ленциус. Сценаристы: Олег Ленциус, Юрий Лукин, Владислав Степанов. Актеры: Александр Голобородько, Ирина Борисова, Лесь Сердюк, Евгений Гвоздёв, Юозас Будрайтис и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Олег Ленциус (1921–1998) поставил шесть фильмов, два из которых («Где 042?» и «Черный капитан») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

«Чер­ным капитаном» зовут молодого красавца, кото­рый совершает дерзкие нападения на белых, не примыкая, однако, к красным. По ходу сюжета он поймет, что в одиночку ему не справиться.

-4

«Черный капитан» — фильм чистых приключений. Вовремя прискакать, вовремя ускакать, эффектным выстрелом вы­бить бокал из рук, еще раз переодеться и об­вести вокруг пальца врагов, а попавшись в плен, остаться невредимым — вот все, что тут требуется. Но только таких фильмов мы видели много, и каждый новый должен хотя бы эту технику со­вершенствовать сравнительно с предыдущими, а вот этого-то в «Черном капитане» и нет. Это поразительно. …

-5

Как известно, среди деятелей кино есть сторонники занимательности, авантюр­ности, захватывающих приключений, а есть и про­тивники. Предполагается, что фильмы с приклю­чениями делают сторонники «приключенческого жанра».

-6

Этот же фильм делали как будто против­ники: настолько приблизительны, неизобретатель­ны, скучны здесь сюжетные повороты и трюки. Нельзя объяснить это тем, что «на самом деле» их занимал реалистический показ событий или, скажем, идейное развенчание бунтаря-одиночки — нельзя потому, что с реалистическим пока­зом и развенчанием дело обстоит еще хуже, чем с трюками.

-7

Самым почетным объяснением было бы то, что авторов подвела «двойственность за­мысла»: историзм и реализм мешали трюкам, и наоборот.

Но авторы не дети, и в нашем кино, где за каждый кадр отвечает множество людей, слу­чайно оступиться нельзя. А вот намеренно мож­но. «Двойственность замысла» обеспечивает наи­лучшее соотношение «тем» и «акцентов» в анон­се и аннотации, на фоне захватывающих приклю­чений разворачивается серьезный идейный спор, или на фоне спора разворачивается цепь приклю­чений — очень прилично звучит и то и другое, а работа сильно облегчается по обеим линиям» (Асаркан А. Братья-капитаны // Советский экран. 1974. № 5. С. 4-5).