«Фильм «Убийство Маттеотти», поставленный режиссером Флорестано Ванчини… Страстный, благородный образ Маттеотти, погибшего, когда ему не было и сорока лет, создает Франко Неро, ныне один из самых значительных и серьезных актеров итальянского экрана.
Популярность этого молодого актера намного обогнала его официальное признание. Еще несколько лет назад, когда Неро уже был любимцем публики, его имени нельзя было найти в самых дотошных кинословарях. А сейчас ему посвящают обширные статьи, помещают списки фильмов с его участием, причем фильмография эта, оказывается, не только насчитывает около 40 фильмов, но и удивительно разнообразна.
Путь Франко Неро к успеху не был прямым. Открыл этого актера с простым, мужественным лицом режиссер Карло Лидзани, доверивший ему в 1964 году небольшую роль в фильме «Целестина». В том же году Неро снялся в боевике американского режиссера Хастона «Библия», воплотив смиренного и кроткого Авеля.
Молодой и красивый актер был замечен: его начинают приглашать сниматься в одном фильме эа другим. Но, увы, в фильмах далеко не значительных — коммерческое кино искало итальянский эквивалент супермена из американских фильмов.
И следует целая серия итальянских приключенческих лент: Неро снимается в фильмах о жутких пришельцах из космоса, создает образы бестрепетных ковбоев и шерифов в доморощенных итальянских вестернах. Созданный им персонаж Джанго имел такой успех у нетребовательного зрителя, что вызвал массу подражаний.
Но герои Неро в подобных лентах при внешней своей привлекательности отличались холодной жестокостью, неся на себе отпечаток худших черт «вестерна-спагетти».
Единственный, пожалуй, светлый проблеск в бесчеловечных лентах тех лет — участие а гуманном, реалистическом фильме «Я ее хорошо знал», знакомом советскому зрителю.
В 1967 году Неро приглашают в Голливуд сниматься в музыкальном фильме по мотивам эпоса о рыцарях короля Артура «Камелот». Там он знакомится с англичанкой Ванессой Редгрейв, исполнявшей в этом фильме главную женскую роль.
Затем она приезжает в Италию, и они вместе снимаются в фильме Элио Петри «Тихий деревенский уголок». События личной жизни популярных среди молодежи актеров становятся достоянием печати — вокруг Неро и Редгрейв начинает работать рекламная машина — все перипетии их романтической любви не сходят со страниц иллюстрированных журналов.
Реклама рекламой, но, нет сомнения, что сотрудничество с большой актрисой Ванессой Редгрейв, представительницей целой актерской династии, оказало на молодого Неро благотворное влияние: для самой Ванессы это был период творческого взлета, совпавшего с участием в фильме Антониони «Блоу ап» («Крупным планом»), а также активной деятельностью а защиту мира, против расовой дискриминации.
Наконец и к Франко приходят серьезные роли, в которых могло проявиться изначальное стремление актера к созданию благородных характеров.
Происходит его первая встреча с режиссером Дамиано Дамиани, у которого Неро снимается в знакомом советскому зрителю фильме «Сова появляется днем» — в роли честного и решительного капитана карабинеров Беллоди, борющегося против засилья мафии.
К этому времени Неро уже один из самых «приглашаемых» итальянских актеров. В фильме испанского режиссера Луиса Бунюэля «Тристана» он создает романтический образ молодого художника Орасио, не принимающего фальшь и лицемерие буржуазного уклада жизни. Нелегко было Неро вписаться в слаженный ансамбль таких постоянно снимающихся у Бунюэля опытных актеров, как Катрин Денёв и Фернандо Рэй. Затем он снимается в Югославии, в фильме Велько Булаича «Битва на Неретве». «Этот фильм,— говорил Неро,— обогатил меня драгоценным опытом... Интересная роль полюбилась мне потому, что я играл итальянца, который представляет в фильме антифашистов своей страны и гибнет в битве за спасение раненых».
Итак, модной кинозвезды из Франко Неро не вышло. Хотя к тому были все предпосылки — и услужливая реклама, и поклонение женской половины зрительного зала, и толпы подростков, восхищавшихся подвигами Джанго, и такая романтическая, в духе прошлого века, внешность! Не вышло — потому что сам актер, отбросив все соблазны, предпочел ид¬ти другой дорогой — трудным, тернистым путем политического кинематографа.
Чувство ответственности перед зрителем и своим временем пришло вместе со зрелостью мастерства. Еще на VII Московском кинофестивале советские зрители имели возможность оценить этого «нового» Франко Неро, который, подобно другому ведущему актеру сегодняшнего итальянского кино — Джану Марии Волонте, сумел проделать нелегкое восхождение от вестерна до ударных, боевых произведений политического кинематографа.
Мы тогда видели Неро дважды. Сперва в фильме Дамиано Дамиани «Признание комиссара полиции прокурору республики», удостоенном одного из главных призов фестиваля.
Образ молодого помощника прокурора Траини, у которого постепенно раскрываются глаза на всепроникающую коррупцию и преступления мафии, — серьезная удача Неро. Трагическая гибель комиссара Бонавиа поможет этому честному, но еще неопытному человеку, приехавшему с Севера и не знающему кровавых законов Сицилии, осознать истинное лицо буржуазной действительности и найти свое место в борьбе за торжество подлинного закона и справедливости.
А затем мы встретились с Неро в роли совершенно иного плана: в антивоенном и антифашистском фильме режиссера Джулиано Монтальдо «С нами бог». Он сыграл мичмана немецкой морской пехоты Грубера, которого по приговору фашистского военного трибунала расстреливают как дезертира... через пять дней после окончания второй мировой войны, причем и «суд» и расправа происходят в лагере для военнопленных. Неро с большой силой и, пожалуй, впервые проявленным им столь страстным темпераментом передал чувства гнева и возмущения тупой, бессмысленной жестокостью работающей уже лишь по инерции машины гитлеровского вермахта, чувство ненависти к фашистской войне. …
В фильме Дамиани «Следствие закончено — забудьте» Франко Неро играет архитектора Ванци, жертву тюремного произвола, раскрывает новые стороны своего дарования, передает неоднозначный характер и противоречивую психологию своего героя.
И, наконец, — заглавная роль в конкурсном фильме Флорестано Ванчини «Убийство Маттеотти». Насколько она насыщенна и подлинно драматична! Неро с большой силой и внутренней убежденностью рисует благородный образ Маттеотти — страстного антифашиста, несгибаемого борца и зрелого политика, под внешней сдержанностью которого угадываются бурный темперамент и большое личное мужество. Смотря на Неро — Маттеотти, понимаешь, почему Муссолини боялся этого антифашиста и считал его своим самым опасным врагом.
Нам представляется, что роль Маттеотти — своего рода идейная программа молодого актера и его успех в ней — залог дальнейшего раскрытия богатейших возможностей, залоложенных в этом интересном, вдумчивом художнике, почувствовавшем ту насущную необходимость, которую ощущает прогрессивное кино Италии в положительном герое. «Мне хотелось,— говорит Франко Неро,— в каждой из сыгранных ролей подчеркнуть не только национальные
признаки, но и «очеловечить» своих героев, вдохнуть жизнь в предложенную схему». В лучших его работах ему это удалось несомненно. Итальянское прогрессивное кино обрело еще одного одаренного актера, способного воплотить образ активного и сознательного борца за справедливость» (Богемский Г. Франко Неро: от «звезды» – к борцу // Советский экран. 1974. 2: 14-15).